65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 1 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

Соло для виолончели

Этот инструмент способен шептать, говорить, кричать, смеяться и плакать - как человек. Но, разумеется, только в руках талантливого музыканта

... Выходя из Театра молодежи после встречи с Олегом Бугаевым, наш фотокорреспондент Алексей Воронин произнес интересную фразу: "Надо же, нормальный пацан... Даже и не скажешь, что музыкант!"

И я склонна была с ним согласиться. Но промолчала. И оказалась права, не торопясь с выводами. Потому что концерт дуэта "Ксения Башмет - Олег Бугаев", что прошел в минувшую среду в Театре молодежи, был... Замечательный был концерт! Блестящий. Играли "Итальянскую сюиту" Стравинского, сонаты для виолончели и фортепиано Шнитке, Дебюсси, Франка...

Мы встретились за полтора часа до концерта. И ничто внешне не выделяло Олега из толпы на Светланской. Разве что виолончель в футляре за спиной...

Времени привыкнуть было достаточно

- Олег, сколько весит твой инструмент?

- Одиннадцать килограммов. Ты хочешь узнать, не тяжело ли таскать постоянно с собой такую ношу?

- Ну да. Плечевые мышцы, наверное, накачаны...

- Знаешь, а своя ноша не тянет. Не тяжело абсолютно. И потом, за восемь лет, что этот инструмент со мной, у меня было время привыкнуть к его весу!

- Понятно. А твои родители - что, вынашивали какие-то честолюбивые планы в отношении сына? Зачем тебя в музыку отдали?

- В детском саду я очень любил петь и брякать на пианино. И музыкальный работник детсада сказала родителям, что меня непременно нужно отдать учиться играть на каком-нибудь инструменте - у мальчика, дескать, слух и все такое...

- А ты сам-то хотел ходить в музыкалку?

- А знаешь, в шесть лет, наверное, все равно, чем заниматься. Особого желания я, честно говоря, не припомню. Но и отвращения тоже не было. Ровное отношение. Хотя я музыку всегда любил. Мама рассказывала, да я и сам помню, как совсем маленьким часами слушал пластинки: классику, эстраду, джаз - все подряд! Завораживала не музыка - сам мир звуков...

Само совершенство

- Тебя сразу определили на виолончель?

- Вообще-то, преподаватели хотели, чтобы я занимался на фортепиано, но мама воспротивилась. Фортепиано в ее глазах было... банальностью. А виолончель - экзотика. Странный инструмент...

- Правда странный?

- Конечно! Я занимаюсь на виолончели всю сознательную жизнь и готов петь ей дифирамбы бесконечно. Этот инструмент по звучанию ближе всего к человеческому голосу. Он говорит, кричит, шепчет, плачет, смеется... Особенный. Все способен делать. И не перестает меня удивлять. На виолончели можно постоянно искать. И все время находить нечто новое. Вот, к примеру, даже самая новая модель компьютера все равно ограничена. Через пару-тройку лет непременно появится более усовершенствованный вариант. А виолончель... Вот этому моему инструменту - сто лет. Но ничего более совершенного за это время не появилось. И не появится. Потому что не нужно. Идеал.

- Слушай, а тебе легко учеба давалась?

- В детстве, безусловно, меня намного больше музыки интересовали футбол, лыжи, велосипед. А музыкальные занятия... Учить гаммы - страшное дело! Страшное не по трудности своей - скука смертельная. Знаешь, как я спасался? Открывал ноты, сверху ставил книжку, читал ее и одновременно играл. Благодаря этому и выжил... А потом что-то произошло. Внутри меня. И музыка стала доставлять удовольствие. Где-то в пятнадцать лет я вдруг понял, что она будет со мной всю жизнь.

Лучший друг

- Родители тобой гордятся?

- Им нравится все, что я делаю. Они бывают почти на всех значимых для меня концертах. И даже когда я играю неудачно, им все равно нравится.

- А что, и неудачи бывают?

- И не так редко... Хотя нет, все концерты хороши. Даже неудачные. А если честно, то неудачные хороши вдвойне, потому что это опыт, колоссальный опыт. Жизнь предоставляет возможность проанализировать, почему так произошло. А это дает силы идти дальше.

- Как появился ваш дуэт с Ксенией Башмет?

- Мы вместе учились у одного педагога по камерному ансамблю. И он буквально свел нас - играть вместе. Играем дуэтом пятый год. Вначале был тесный контакт общения в музыкальном плане. А потом мы стали лучшими друзьями. И это здорово. Потому что музыка, созданная на голом профессионализме, это, конечно, хорошо. Но дружба дает нечто большее. Я могу рассчитывать не на музыканта - на человека. Я уверен в нем. Как в самом себе. А это открывает новые грани музыки...

Олег Бугаев родился в 1980 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). В музыкалку родители привели его в шесть лет. В 1998-м с отличием окончил среднюю специальную музыкальную школу-лицей при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского по классу виолончели. В том же году поступил в Московскую консерваторию, в класс заслуженного артиста России профессора Князева. Олег Бугаев - лауреат международных конкурсов в России, Италии, Франции, один из лучших исполнителей современной музыки таких композиторов, как Шнитке, Уствольская, Губайдуллина, Лютославский, Жоливе, Пендерецкий... Постоянный участник фестиваля современной музыки Sacro Art в Германии, участник Международного молодежного фестиваля классической музыки Ars Longa в Москве, был стипендиатом фонда Берлинского "Русское исполнительское искусство" 2002-2003 годов в номинациях "Сольная виолончель" и "Камерный ансамбль". Дает концерты в лучших концертных залах Норвегии, Голландии, Швеции, Италии, России, играя с различными оркестрами и камерными партнерами. Дебют исполнителя в Большом зале Московской консерватории состоялся в декабре 2000 года с оркестром "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. Обширный репертуар виолончелиста включает в себя шесть сюит Баха для виолончели соло, пять сонат Бетховена для виолончели и фортепиано, сюиты для виолончели соло Регсра и Бриттена, сонаты Брамса, Франка, Штрауса, Бриттена, Дебюсси, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Шнитке, миниатюры Шумана, Паганини, Глазунова, Чайковского, Пьяццолы, концерты Гайдна, Боккерини, Сен-Санса, Дворжака, Шумана, Эльгара, Шостаковича и других великих композиторов.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх