66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Что видят все?

Актуальным искусство делают мастера

Не только смелым, социально-ориентированным и безупречно исполненным с точки зрения техники арт-проектом стала выставка Кати Кандыба и Игоря Демиденко "Видят не все", открывшаяся в среду в Приморской картинной галерее. Она стала и весьма своевременным поводом поговорить об искусстве.

Об искусстве актуальном. Хотя и сам этот термин вызывает не то что бы сомнения... Есть такая штука - время, которое необходимые коррективы-то внесет, но когда? И что тогда будет признано актуальным?

А вообще, все началось с моего спора с Катей Кандыба: какой термин правильнее - "современное искусство" или "актуальное искусство". Другими словами, как называть смелые и подчас безбашенные опыты современных художников? Тех, кто когда-то стартовал в галерее Марата Гельмана или присоединился к этому теоретику культуры и королю политтехнологий позднее. Тех, кто открывал первую на Дальнем Востоке галерею современного искусства "Артэтаж", как Александр Городний. Или тех, кто познакомил аборигенов Владивостока с таким непривычным (до сих пор!) жанром визуального искусства, как инсталляция, как сделала это Катя Кандыба.

С большой буквы

Оговоримся, что искусство не для масс, искусство, столь же нужное народу, сколь ему и непонятное, существует. Американский художник, задрапировавший на днях пол-Нью-Йорка, вам это скажет, и Владимир Старовойтов, видный приморский живописец, подтвердит.

Итак, мы задали всем один вопрос: "Есть ли во Владивостоке актуальное искусство и где его место?"

Александр Лобычев, критик, арт-директор независимой галереи "Порт Мэй" (экс-"Ардис"): - Сразу хочу обратить внимание, что мы сейчас и находимся на выставке актуального искусства - Катя Кандыба и Игорь Демиденко представляют свой проект "Видят не все"... Если понимать термин "актуальное искусство" как некий перфоманс, акцию, театрализованное представление, то вот оно, наяву. Но на самом деле во всем мире, а не только в нашей маленькой Ойкумене, актуальное искусство теряет свою... актуальность. Удерживать внимание публики на протяжении 10-15 лет в наше время, когда по словам Энди Уорхолла, каждый из нас может стать знаменитым, но на пятнадцать минут... И очевидно то, что актуальное искусство - сестра моды. Может быть, двоюродная. А мода проходит... Нельзя полгода, как Олег Кулик, сидеть в собачьей будке и кидаться с лаем на участников ток-шоу "Моя семья". Это разовые акции. Теоретическую базу под такие акции подводить бессмысленно.

Наша галерея "Порт Мэй" стоит на стороне искусства как такового. Ближайшая выставка приморского авангарда, что пройдет у нас уже в феврале, говорит о том, что мы будем работать и с актуальным искусством, и с традиционным... Только с Искусством. Сам термин "актуальное" мне не очень нравится: можно рубить топорами иконы, а можно взять, как поступили Кандыба и Демиденко, и преобразовать шедевры мировой живописи. И получится неплохо. И очень актуально.

Александр Городний, директор музея современного искусства "Артэтаж-ДВГТУ": - Давайте разберемся с терминами. Для начала. Во Владивостоке и Приморье достаточно художников. И каждый считает свое творчество актуальным. И, по большому счету, имеет на это право. А я, по большому счету, не делю искусство на актуальное и неактуальное. Искусство либо есть, либо нет. Профессионал в любом жанре творчества докажет свою востребованность. И неважно, на кого работает художник: для себя, для масс или вообще от фонаря. Мерой актуальности станет лишь художественная ценность его работ.

Что касается тенденций западных - берлинских, московских, нью-йоркских, то в том же актуальном ключе во Владивостоке работают Демиденко и Кандыба, группа "БИМС"... Другое дело, что у нас только эти замечательные ребята творят в этом необычном для Дальнего Востока ключе, а на Западе девяноста процентов всех выставок - это перфомансы и инсталляции. Нет постоянной основы, нет традиции у нас такой, чтобы не только академическое искусство здесь процветало. Получается, что деятели актуального искусства еще и далеки от народа... Хотя, конечно, это не так. Нужно поддерживать определенный уровень сознания в среде молодых художников, чаще выставлять и привозить актуальное искусство во Владивосток. Другое дело, что не всегда актуальным может быть публичный акт рукоблудия на Красной площади. Но это уже вопрос этики, правда?

Джон Кудрявцев, художник: - Первое, что я скажу: в силу возраста и своей жизненной философии я не могу понять, почему возник термин "актуальное искусство". Современное искусство - совсем другое дело. Оно нам со-временно, а актуальное? Его точка сборки, простите меня, где? Разве этрусская ваза или работы бессмертного Рембрандта неактуальны?

Думаю, тут дело вот в чем: в контексте философии визуального искусства эти термины возникли сегодня потому, что связаны они с технологиями, которые позволили расширить рамки искусства, создать новый формат - из контакта зрителей с творениями художников. В Нью-Йорке из громадной армии художников может быть один, который по особым канонам японской эстетики булыжники раскладывает на кафеле, и это будет искусством. Но как сказал по этому же поводу Эрнст Неизвестный, вспоминая развалины Вены: в этих камнях искусства больше, чем в работах американского богемного гомосексуалиста. И все же, повторюсь, во многом причина успешности непонятного мне термина в технологиях. Возможно, через какое-то время они будут диктовать художнику больше, чем сейчас. Впрочем, едва ли интернет сегодня не является подлинным властителем умов.

Владимир Старовойтов, художник: - Для меня актуальное - действующее. То есть воздействующее на зрителя. Живое искусство способна создавать только социально-заряженная личность. Это и есть актуальное искусство. Так что эпигоны в этом русле не удержатся. Примеры? Салонное искусство, эксплуатирующее штампы, найденные в прошлом... Но это не значит, что излюбленный салонный жанр натюрморт - очень плох и неактуален. Напротив. Но за каждой работой должен стоять мастер или, по крайней мере, профессионал. В этом смысле выставка "Видят не все" актуальна. В этом же смысле, например, Степан Федорович Арефин, один из ветеранов нашего живописного цеха, актуален. Они положительно воздействует на зрителя. Вот и весь ответ.

Катя Кандыба, художник: - Откуда здесь актуальное искусство? Если сегодня в Москве идет почти преследование художников, пытающихся работать по своим эстетическим канонам? А что тогда провинция? Плохо в провинции. Тебя просто не услышат. Во многом поэтому художники в Москве вынуждены нарушать этические нормы... Но! Караваджо, который подвергался гонениям Ватикана за то, что изображал на своих полотнах не Силы и Господства, а простолюдинов, был так же актуален, как проекты Марата Гельмана сегодня, и так же ненавидим. Может быть, в этом разгадка?

Тем временем в метрополии...

Актуальная сторона искусства бередит лучшие умы России. Квинтэссенцией этих поисков (да не убоимся громких слов!) стал проект "Россия 2" все того же Марата Гельмана и его соратников: литераторов Дмитрия Александровича Пригова, Алины Витухновской, Всеволода Емелина, Андрея Родионова, Алексея Тарасенко, художников Вячеслава Мизина, Константина Скотникова, Александра Шабурова, Александра Дубосарского, Андрея Филиппова и многих других.

Что такое "Россия 2"? Своего рода отголосок "кризиса либерализма в России". Это памятник Пушкину, где натурщиком скульптору служил бы Михаил Ходорковский. Реакция на официоз, одним словом.

"Наша Россия - уже не наша Россия", - считают Гельман со товарищи. Эту страну условно можно назвать "Россия 1" или "Россия Путина". Просто перечислим ее основные черты. Управляемая демократия. Обожание действующего президента, переходящее чуть ли не в физическое вожделение и граничащее с культом личности. Ложнопатриотический пафос и поиски внутреннего врага ("заговоры олигархов" и "охота на ведьм" среди ученых). Имперская риторика и культ недавнего прошлого. Приближение церкви к государству. И - что самое актуальное в нашем вопросе - резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности. Фактически упразднено Министерство культуры, переродившееся в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Художников стали судить за выставки, писателей - за книги. Ученых и журналистов - за измену Родине.

Но ничто на Земле не проходит бесследно. После эпохи Ельцина в России многочисленные пассионарии, люди творческие, ищущие самореализации, никуда не исчезли. Это не только люди искусства, но и журналисты, политики, мелкие предприниматели. Сегодня у них только три пути. Первый: войти в систему. Что невозможно, ибо кастовость, а в путинской России быстрые карьеры нереальны. Второй: бороться с властью. Этот путь угрожает физическому существованию, а современники, будучи тотально довольны происходящим, не поймут. Остается уйти, но для пассионария, для человека талантливого это путь потерь. И не только материальных.

Существует единственный позитивный подход: создание параллельной культурной системы. Ею и призван стать проект "Россия 2". По мысли создателей, "Россия 2" существует в географических границах Российской Федерации, но более демократична, интернациональна, настроена на исследование пограничных тем и не замкнута в рамках официально допустимого.

Гельман о художниках (Из интервью Марата Гельмана Константину Агуновичу)

- Марат, вы работаете с определенным кругом художников. Но ведь как-то он формировался? Что было определяющим? Ваш вкус?

- Надо понимать, что галерея - это элемент культурной машины, и если художник ее не признает, то ему галерея не нужна и он галерее не нужен. А критерии выбора очень простые. Во-первых, художник должен владеть современным визуальным языком. Во-вторых, чувствовать себя в контексте истории искусства. В-третьих, он должен стремиться стать частью сегодняшнего мирового контекста - все, что делается сейчас в арт-мире, есть система координат, в которой художник ищет свою нишу. Третий контекст - социальный. Искусство должно как-то относиться к эпохе, так или иначе соотноситься с мировоззрением, уровнем технологий, состоянием общества. И четвертый контекст - контекст собственного творчества: художник должен гнуть свою линию, быть узнаваемым, в том числе и в коммерческом смысле, и в то же время не повторять себя. Если художник ориентируется в этих четырех системах, одарен и обладает художественной волей, то это практически гарантирует мой интерес.

И в заключение...

Конечно, не дай нам бог оказаться в заключении за наше актуальное искусство. Хотя бы потому, что оно существует. И не в умах искусствоведов, богемных журналистов или художников-новаторов. Это данность. В пещере Тишек-Таш много тысяч лет назад - я уверен - был свой актуальный художник, изображавший охоту на бизона. И так будет испокон веку, покуда есть Мастера...

18 января сего года в Центральном доме художника в Москве открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого - создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перфомансов. Выставка входит в программу специальных проектов I Московского биеннале современного искусства.
суть дела Проект "Видят не все" задуман авторами с целью свести зрителей разного типа на одной площадке. Чтобы те, кто зряч, судьбу лишний раз возблагодарили. На стенах 21 шедевр - от Иеронимуса Босха и Леонардо до Марка Шагала и Анри Матисса. Они воспроизведены на виниловых баннерах в натуральную величину, но... Изображения претерпели различного рода модификации в "Фотошопе". И возле каждой картины висит описание: имя автора, даты жизни, название произведения, размер, техника исполнения, краткое изложение сюжета. Описания представлены в виде отдельных листов с текстом. Набранным шрифтом Брайля. Для слепых. Потому что видят не все.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх