65,26 ↓ 100 JPY
11,22 ↑ 10 CNY
71,83 ↑ USD
64,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 4 м/c
16 июня
Среда

Общество

Картины бренного мира

Так буквально переводится направление японской живописи и графики укиё-э. Но, когда смотришь на восхитительные гравюры мастеров Страны восходящего солнца, появляется ощущение, что мир, в общем-то, прекрасен и удивителен!

Завтра, 20-го января, в Приморской картинной галерее откроется уникальная выставка. Генеральное консульство Японии во Владивостоке представит на ней японские гравюры укиё-э, репродукции которых хранятся в частных коллекциях художников нашего города.

Не горестный - влекущий к наслаждениям!

Это особое направление в японской живописи и графике сформировалось в эпоху Токугава - в 17 веке. А пика своего расцвета оно достигло в конце 18-го - начале 19-го веков. Буквально "укиё-э" можно перевести как "картины бренного мира". Но это не совсем так. А честно говоря, глядя на работы, появляется мысль, что этот мир вовсе даже не бренный... Кстати, первоначально в контексте средневековой культуры буддийский термин "укиё" означал "горестный, быстротекущий мир", который противопоставлялся "высшему миру" сверхреальности. Затем это понятие преобразовалось в представление об "изменчивом" мире, влекущем к земным радостям, любви и наслаждениям. Ну, а слово "э" означает "картина, изображение". Мир меняется, но человеческое желание почувствовать любовь и ощутить радость бытия остается неизменным на протяжении веков...

...И тридцать тысяч печатных форм

Полнее всего искусство укиё-э представлено цветной гравюрой на дереве. Процесс этот был весьма сложным: в создании ксилографии принимали участие непосредственно художник, а также резчик и печатник. Первоначально ксилография была монохромной, и лишь спустя сто лет стали печатать гравюры в два цвета.

А качественно новый этап в истории японской ксилографии открыл Судзуки Ханорубу, создавший гравюру многоцветную. Для таких гравюр изготавливали порой свыше тридцати тысяч печатных форм! Пигмент наносили кистью или кончиком пальца. Картины печатались на мягкой, впитывающей влагу бумаге, а затем отшлифовывались при помощи бамбукового диска барэна...

Гейши и актеры на природе

Самое, на мой взгляд, замечательное в искусстве укиё-э - это демократичность его тематики, стремление художников изобразить реалии жизни. Сначала основными "объектами" укиё-э были прекрасные обитательницы веселых кварталов (бидзин-га) и театральные актеры (якуся-э). Утонченная, образованная красавица-куртизанка и популярный актер воспринимались современниками как живые символы художественной культуры горожан. Жанр бидзин-га нашел яркое воплощение в творчестве художников станковой и книжной гравюры Судзуки Ханорубу и Китагава Утамаро. В области театральной гравюры работали Тории Киенобу, Кацукава Сюнсе, Тосюсай Сяраку. Жаль, что нам их имена практически ни о чем не говорят - эти мастера создали шедевры поистине мирового значения...

Шло время, и в искусстве укиё-э появились изображения природы. Достопримечательности средневековой Японии, удивительные по своей красоте пейзажи и повседневная жизнь людей в природной среде навсегда остались для потомков на гравюрах художников Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ...

Привлекательное прошлое

На открывающейся завтра выставке будет представлено около ста экспонатов гравюр укиё-э разных эпох и авторов. Среди них работы знаменитых Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ, Тосюсай Сяраку, Китагава Утамаро. А после церемонии открытия все интересующиеся смогут узнать об истории становления и развития жанра укиё-э из лекции, которую проведет доцент кафедры археологии, этнографии и истории мировой культуры ДВГУ Ольга Павловна Святуха.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх