65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Бесценные "черепки"

Изысканный, как бы подсвеченный изнутри фарфор ценится во всем мире. В 18-19 веках не только европейская знать, но и российская аристократия влюблялись в утонченную простоту сервизов и статуэток, окружая себя баснословно дорогими хрупкими вещицами - настоящими произведениями искусства

Странная история

В советские годы фарфор непонятным образом превратился в средство пропаганды идей революции, а затем очень долго оставался одним из редчайших товаров, в охоте за которым советские граждане выстаивали огромные очереди.

В СССР производство хрупкой продукции было поставлено на широкие рельсы. И все бы хорошо, да только качество его заметно снизилось: старинные секреты были утеряны, а сами штампованные изделия лишились индивидуальности, души.

Нынче фарфоровые вещицы, доставшиеся в наследство от прапрабабушек, - редкость. Старинные сервизы баснословно дороги на антикварном рынке, коллекционеры на аукционах выкладывают за них солидные суммы. А те, кому аукционы не по карману, могут прийти в Музей им. В.К. Арсеньева, где регулярно демонстрируются раритеты из фондов. Вот и сегодня владивостокцы любуются изделиями из фарфора, майолики и полуфаянса, изготовленными на заводах самого известного российского предпринимателя Матвея Кузнецова.

Балом правят старообрядцы

Забавно, но в 19 веке у руля всяческих модернизаций в России стояли старообрядцы. Приверженцы старой веры, получая безвозмездные кредиты из капиталов общины, легко открывали собственное дело. Фабрики известных предпринимателей того времени - Морозовых, Рябушинских, Багровых, тех же Кузнецовых - славились технической оснащенностью. Кузнецовы, например, первыми в России стали использовать местный торф для обжига и муфельную печь. Матвей Кузнецов даже специально выписывал из Германии очищенную фарфоровую массу.

Кузнецовская марка

Изделия Кузнецова славились добротностью и чистотой отделки: тончайшие фарфоровые чашки не уступали лучшим образцам китайского и западно-европейского фарфора. Не многие керамические предприятия России могли, да и сегодня могут похвастаться такой непревзойденной белизной фарфора, фаянсом "цвета сливок", отличающими кузнецовские изделия. К тому же предприниматель славился умением удовлетворить самые взыскательные вкусы, мгновенно реагируя на изменения рыночного спроса.

Он изготавливал настоящие произведения искусства, снабжая знать. Да что там, в 1892 году стал поставщиком императорского двора! За участие России во Всемирной выставке в Париже летом 1900-го купец был награжден орденом Почетного легиона. Династия "фарфоровых королей" покорила не только российский рынок, но и снабжала фарфором Европу.

Переплюнули азиатов

На Дальнем Востоке, отдаленном от центра России, фарфор долгое время привозили из Китая, Японии и стран Западной Европы. Первооткрывателем здесь стал предприниматель Алексей Старцев, внук сосланного декабриста Николая Бестужева. В 1896 году он основал на острове Путятина фарфоровый завод, но в 1900-м после смерти хозяина предприятие развалилось. В дальнейшем - вплоть до 20 века - весь Дальний Восток снабжали купцы Кузнецовы, став достойными конкурентами восточным соседям. Азиатские мастера склоняли головы перед чудным кузнецовским фарфором.

Почти анекдот

Время Гражданской войны, как известно, было сплошной фантасмагорией. Вот и русскому фарфору выпала невероятная судьба. Когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегло к самым необычным формам пропаганды. На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий. Их-то и решено было использовать не просто как посуду, а как средство революционной агитации! Вместо привычных цветов и пастушек на плошках появились призывные тексты революционных лозунгов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Земля - трудящимся!", "Кто не с нами, тот против нас".

Сто лет спустя

Выставленная в экспозиции Музея им. В.К. Арсеньева фарфоровая посуда действительно отличается от привычного магазинного ассортимента. Ослепительная белизна сочетается с великолепной росписью и блеском глазури. Почти столетие предметы знаменитого "Товарищества Матвея Кузнецова", представленные на выставке, хранились во владивостокских семьях, продолжая излучать аромат и тепло старины.

...Фарфоровые чашки и тарелки, вазы и майоликовые плитки для облицовки печей - все это можно было увидеть в давние теперь уже времена почти в каждой русской семье - независимо от благосостояния.

Когда-то Матвей Кузнецов строго следовал веяниям моды. Мог ли он представить, что красивая посуда, модная столетие назад, не потеряла своей прелести и сегодня. Ни одна современная хозяйка не отказалась бы от сервиза в стиле барокко или чашки а-ля модерн.

Таким подаркам нет цены

Визитница из майолики, представленная в экспозиции владивостокского музея, принадлежала семье известного в крае фотокорреспондента ТАСС Николая Назарова. Он преподнес раритет в дар музею вместе с коллекцией своих фотографий. Вообще, предметы кузнецовского фарфора, подаренные "арсеньевцам", принадлежат разным людям, обычным горожанам. Так, солидный плиточный изразец из майолики с изображением двуглавого орла достался от потомков Петра Казакевича, военного губернатора.

Вообще, как отметила Вера Кобко, хранитель вещественных памятников музея, нынче владивостокцы стали относиться к своей истории гораздо бережнее. Все чаще раздаются звонки с предложением посмотреть предметы старины, найденные на дачных чердаках или в бабушкиных сундуках. Сотрудники музея выезжают на место и нередко находят настоящие сокровища, долгое время пылившиеся в углах. Так оживает наше с вами прошлое.

История русского фарфора насчитывает почти 300 лет. По заданию Петра 1 Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене, но потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 году русский купец Гребенщиков основал в Москве фаянсовую фабрику и экспериментировал с фарфором. Но дело у него как-то не пошло. Позже, в 1736-м, выходец из старообрядцев Дмитрий Виноградов вместе с Михаилом Ломоносовым по императорскому указу обучались в Саксонии секретам немецких мастеров керамики. Вернувшись на родину в конце 1744 года, Виноградов самостоятельно разработал состав фарфоровой массы, провел около тысячи экспериментов, разгадывая тайны природы. Но на широкую ногу производство фарфоровых изделий было поставлено только в конце 18 века. И это заслуга династии купцов Кузнецовых. В 1810 году в городке Гжель Яков Кузнецов, родоначальник династии, первым открыл свое предприятие. Ходили слухи, что удача фабрики была связана с умением изготавливать фальшивые деньги. Как бы то ни было, а кузнецовский фарфор по праву считался чудом из чудес. И все-таки наибольшего успеха в этом деле добился внук фальшивомонетчика Матвей Кузнецов, который после обучения в Риге развернул производство небывалого масштаба.
В конце 19 века большое распространение получает так называемый ложнорусский стиль, с его акцентом на национальные традиции и самобытность. Чаще всего посуда расписывалась сценами народных гуляний. Иногда тарелки из этой серии украшались надписями с пожеланиями счастья, а также остроумными пословицами и поговорками. Сервизы в стиле модерн отличались нежными оттенками, асимметричностью, подражанием природным формам. Например, раковинам.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх