66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 3 м/c
22 июня
Вторник

Общество

...И голоса взмывают в небо

Чтобы петь в архиерейском хоре, даже профессиональному музыканту нужно быть человеком воцерковленным

Выразительный дебют

Архиерейский хор Свято-Никольского кафедрального собора недавно записал (в сотрудничестве с Тихоокеанским симфоническим оркестром) и издал первый компакт-диск. Это случилось меньше месяца назад, и событие не прошло незамеченным.

И первыми заметили его, как это часто водится, москвичи. Хотя без сильных мира сего - депутата и предпринимателя Геннадия Лысака, первой леди Приморского края, заслуженной артистки России Ларисы Белобровой - издание компакта, конечно же, не обошлось. В архиерейском хоре им очень благодарны за помощь.

Другое дело - резонанс общественный. В столице он был куда значительнее, чем в родном Владивостоке. Диск прозвучал в эфире московской православной радиостанции "Радонеж", и хор уже пригласили на Всероссийский фестиваль духовной музыки-2005, что пройдет в белокаменной сразу после Пасхи. Осталось только благотворителей найти, ведь Владивостокская епархия спонсирование гастрольного тура не потянет...

А в первый диск владивостокского архиерейского хора вошли религиозные гимны великого Дмитрия Бортнянского, одного из основоположников российской музыкальной традиции. Кроме того, есть совершенно уникальные записи золотого голоса игумена Феофана (Зиборова), бывшего настоятеля Шмаковского монастыря. Игумен Феофан - фигура, на наш взгляд, почти легендарная. Он пел в свое время в лучшем архиерейском хоре России - в Троице-Сергиевой лавре, а совсем недавно хотел отойти от мира и остаться на Афоне, куда привели его духовные поиски. И, кстати, эта его поездка стала одним из факторов, побуждающих к записи диска, ведь игумен мог и остаться на святой горе, а без него хор многое бы потерял...

Сольфеджио здесь не поможет

Православному храму соответствующего масштаба "положено" два хора - верхний и нижний, архиерейский и хор левого клироса. Уровень подготовки исполнителей разный. Архиерейский хор исполняет сложные песнопения, "левый клирос" - те, что попроще.

Так вот, наш архиерейский хор, как рассказывает его регент Людмила Макаренко, универсален: выполняет функции верхнего и нижнего, а его нынешний состав почти целиком состоит из мирян. Почти все они профессионалы. Одни учатся в музыкальном училище, другие - в академии искусств, а кто-то уже работает по специальности.

Самородков-самоучек немного. Но музыкальное образование, по мнению Людмилы Ивановны Макаренко, в данном случае совсем неважно! Нужно совсем другое: каждый исполнитель должен быть не просто верующим, но человеком воцерковленным.

Людмила Макаренко, регент: - Вокалист, не знающий внутренней жизни церкви, должен привыкнуть к нему. Другими словами, воцерковиться. Для этого необходима вера. И сольфеджио не всегда помогает... Проще говоря, петь правильно - мало. Нужно петь стильно, то есть церковно.

Большое гнездо

Во владивостокском архиерейском хоре поют сегодня двадцать пять человек. Но постоянный рабочий состав - семнадцать. В записи диска участвовали двадцать два. По словам Людмилы Ивановны, не всякий выдерживает жесткий режим работы. Труд вокалиста и сам по себе нелегок, а уж церковного хора - тем более. Потому что поешь не только связками, но и сердцем, душой. Ну, вы понимаете...

Репетируют они обычно в специальной келье на территории Свято-Никольского храма, примостившейся на склоне холма, словно уютное гнездышко. Ведет к ней извилистая лестница... И убранство здесь необычное: фортепиано, скромные столы, стулья и... двухярусные койки. Певчие должны отрабатывать не только всенощные, но и утренние службы - обедни. Первые заканчиваются поздно, вторые начинаются в семь утра. И не всегда хористы успевают добраться домой. Вот и отдыхают, трапезничают здесь же. В такой жесткий ритм певчие обычно погружаются по выходным дням да по большим праздникам - на Пасху, Рождество...

Заработки в архиерейском хоре отнюдь не космические. Самая высокая ставка - 200 рублей за выход. Но платится она не каждому исполнителю, а только самым опытным, самым лучшим.

"Вначале было Слово..."

- Людмила Ивановна, а все-таки, - основное отличие архиерейского, церковного хора от светского?

- Напряженная работа. Судите сами: каждое воскресенье мы должны петь новые гласы. Поэтому в субботу - спевка, репетиция. Дело в том, что существуют специальные мелодические шаблоны - гласы, по которым исполняются тот или иной религиозный гимн или песнопение, но слова всякий раз могут быть разными! Таковы каноны. И от них не уйти.

- Наверное, в самом начале, когда вы только пришли к церковной музыке, приходилось особенно нелегко?

- Чрезвычайно. И мое среднее музыкальное образование ничуть не выручало. Так шло до тех пор, пока не произошло мое окончательное воцерковление. Огромную роль в этом сыграл мой духовный наставник архиепископ Сахалинский и Курильский Ионафан (Цветков). Он и сам удивительно одаренный человек, обладатель прекрасного голоса. Ныне служит архиепископом Абаканским и Кызыльским... Спасибо ему.

- Для церковного хора имеет значение не только музыкальная теория и практика, но и нечто иное?

- Да. Слово. Слово в церкви - первично. Именно оно является определяющим понятием и отправной точкой любого православного песнопения. Ведь именно Слово было в начале всего...

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх