65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 8 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Классика по-чёрному

Казалось бы, устойчивый стереотип: улыбчивый, цвета сапожного голенища негр с саксофоном. И как его зовут? Ах да, Луи Армстронг. Но не все чёрные музыканты играют джаз. И наш собеседник всей своей жизнью активно подтверждает это

Мои герои

- Доктор Джексон, я слышал, вы давно мечтали побывать в России? Неужели жажда экзотики? Не коммерческий же интерес, в самом деле...

- Конечно, нет. Просто обожаю русскую музыку. Именно это обожание - цель моего визита. Всегда любил русских пианистов. Знаете, они у вас, наверное, лучшие в мире. И очень много привнесли в нашу американскую культуру. Николай Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Ашкенази, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн - все это великие пианисты. Я всегда чувствовал: в России быть хорошим пианистом - традиция. Чрезвычайно глубоки корни у вашей фортепианной школы. И это позволяет глубоко чувствовать музыку.

Русские вообще знают толк в чувствах. Именно поэтому ваши музыканты, корифеи классического репертуара, так любимы в Америке. И, разумеется, русские композиторы возглавляют список моих героев: Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Прокофьев.

- А более современные - Эдисон Денисов, Альфред Шнитке?

- Слышал только имена, но не знаком с их творчеством настолько, чтобы составить полное впечатление... Хотя даже мое неведение - прекрасный повод совершенствовать свои познания в музыке, правда?

Снова рояль

Стоит отметить, что, говоря о русской музыке и нашей музыкальной культуре в превосходных тонах, доктор Джексон проявил изрядную дипломатичность. Вы будете смеяться, но рояль, которым располагает Пушкинский театр, опять никуда не сгодился... Правда, обошлось без скандала: мистер Джексон - человек воспитанный.

В руководстве продюсерского центра Пушкинского театра по секрету рассказали, что долго-предолго, целых два дня, Раймонд испытывал этот инструмент. И наконец мягко спросил: "Простите, а другого у вас не найдется?" Нашелся. К счастью. В отеле "Хендэ" - как в прошлый раз.

Раймонд не играет джаз

Возможно, это кого-то удивит, но Раймонд Джексон на самом деле играет только классику. И говорит об этом с гордостью. "Джаз - не мое. Я, конечно, с огромным удовольствием могу послушать Дюка Эллингтона или Дэйва Брубека. И получить удовольствие. Но не больше".

Такая позиция обусловлена, в известной мере, рано проявившимися способностями. Пятилетним Раймонд впервые прикоснулся к клавишам рояля. Окончил начальную музыкальную школу, затем - Бостонскую консерваторию, где стал бакалавром. И там же удостоился - первым из студентов своего класса - высшей награды консерватории, медали имени Джорджа Чедвика.

Обучаясь в самой известной в США и во всем мире школе Джулиард в Нью-Йорке, Раймонд Джексон полюбил русскую и европейскую музыку, культуру. Его педагогами были русские мастера, чьи имена он до сих пор произносит с почтением: Анна Гофман и Саша Городницкий (тезка и однофамилец известного российского поэта и ученого). В той же школе он получил степени бакалавра теории музыки и доктора музыкальных искусств. Учеба помогла, по его словам, победить на знаменитом фортепианном конкурсе имени Маргариты Лонг. В Париже - любимом городе доктора Джексона. Кстати, этот конкурс так же престижен, как и наш московский - имени Петра Ильича Чайковского.

Теперь Раймонд Джексон сам преподает. Отличительная черта Говарда - это "университет для черных". Именно в этом престижнейшем учебном заведении на восточном побережье США - так сложилось исторически - учатся цветные ребята, афроамериканцы в основном. Сейчас в 13 колледжах - от музыкального до врачебного - обучаются 11 тысяч студентов.

- И все мои студенты обожают джаз и рэп. Но тем не менее среди этой талантливой черной молодежи - хотя учатся у нас и белые ребята - я встречаю и тех, кто в будущем заявит о себе как талантливый музыкант, - говорит Джексон.

И в России, и в Америке...

Все-таки пришлось спросить профессора о рояле. Какими видятся ему проблемы русской музыки?

- Неужели вы думаете, что американские музыканты не испытывают подобных проблем - отсутствие музыкальных инструментов, денег? Я, конечно, говорю о тех, кто не завязан на поп-культуре. У нас, классических музыкантов, те же трудности, но есть выход... В США существуют мощные общественные - да и государственные - организации, которые поддерживают культуру. И я верю: пройдет совсем немного времени, и у вас будет то же самое.

Наверное, это отличительная черта американских музыкантов - оптимизм и отсутствие какой-либо истерики. Они предпочитают просто работать.

"Я хотел бы жить и умереть в Париже"

Раймонд Джексон при всей своей страсти к русской культуре влюблен и в Европу. Хотя сейчас он занимается исследованием влияния сочинений афроамериканских авторов на развитие фортепианной литературы, его духовные искания устремлены к колыбели западной цивилизации.

- Многие американские композиторы работают в том же стиле, что и европейские. Я имею в виду прежде всего таких мастеров, как Коупленд и Бернстайн. Но есть и другие, чье творчество вобрало в себя черную культуру, культуру афроамериканскую. И я ставлю перед собой задачу найти их и популяризовать: сначала у себя на родине, в Америке, а потом, возможно, и у вас.

- И тем не менее вы считает себя почти европейцем?

- В известной мере. Для меня даже простые прогулки по Парижу - ни с чем не сравнимое удовольствие. Вообще, обожаю путешествовать по Европе, посещать незнакомые места, выискивать антиквариат. Мы с супругой (она дизайнер по образованию) уже собрали целую коллекцию симпатичных европейских безделушек.

Но я люблю и футбол, и бейсбол - наш национальный вид спорта. Иногда, случается, спортивные соревнования смотрю и параллельно репетирую на фортепиано. Вы не поверите, но одно другому не мешает. Наоборот, помогает.

Мой любимый писатель? Пожалуй, Джеймс Болдуин. Во-первых, он тоже черный. Во-вторых, знаток и любитель европейской культуры, тонкий стилист. Хотя обожаю и поэзию. Мой любимый поэт - Лэнс Хъюз. Тоже афроамериканец.

Немного мистики

- Д-р Джексон, какие эмоции вы испытываете, когда выходите на сцену?

- Полное единение с залом. Как у Бетховена в Симфонии № 9. Мне всегда хочется зажечь слушателей, передать им часть своей энергии. Пафосно? А иначе просто нельзя!

Знаете, сила музыки - вещь поистине уникальная. Объединяющая и исцеляющая. Часто люди после концерта благодарят меня за то, что пришли в себя, внутренне возродились, просто отдохнули. И я понимаю, что это не только моя заслуга.

Раймонд Джексон, профессор музыки, преподает в Говардском (не путать с Гарвардским, хотя он и находится по соседству) университете в Вашингтоне. Пианист и органист. Вот уже 27 лет доктор Джексон является главой фортепианного отделения в Говарде. Взгляды на музыку у профессора весьма и весьма оригинальные.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх