65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 5 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Синема, синема - от тебя мы без ума!

С 1999 года Владивосток переживает бум осовремененного кинопроката - появляются продвинутые технологии, комфортабельные кинотеатры, новейшие фильмы. Кино снова стало модным развлечением, юноши приглашают девушек на премьеры. Но всё это мы уже проходили - 107 лет назад...

Дмитрий Рыкунов, специально для "Н"

Хагбер, Ягджоглу, Донателло, Филькенштейн - знакомы вам эти фамилии? Думаю, большинству читателей вряд ли. А ведь именно этим людям мы обязаны появлению во Владивостоке одного из чудес XIX века - кинематографа.

Ноу-хау Хагбера

25 декабря 1895 года в Париже, в помещении "Гранд-кафе" на бульваре Капуцинов, любой желающий всего за один франк мог в течение 20 минут мог полюбоваться "живыми фотографиями". Благодаря братьям Люмьер этот знаменательный день вошел в историю как день рождения кинематографа. Новое зрелище стремительно завоевывало мир. В 1896-м первые киносеансы были проведены в Германии, Австро-Венгрии, Испании, Индии, Австралии. Весной того же года представитель братьев Люмьер побывал в Санкт-Петербурге, а уже в июле на Нижегородской промышленно-художественной ярмарке провели один из первых публичных киносеансов в России.

Год спустя, в конце мая 1897-го, в газете "Владивосток" появилось объявление: "Честь имею уведомить почтенную публику, что в построенном мной павильоне на углу улиц Светланской и Суйфуньской при электрическом освещении будут много демонстрироваться, ежедневно с 1 июня кинематограф - движущие фотографии и 2 фонографа. 300 самых новейших пьес - как русских, так и иностранных. Начало днем с двух часов до шести часов вечера. Демонстратор А.П. Хагбер".

Одновременная демонстрация киноаппарата и фонографа - это, надо признать, был сильный ход со стороны предпринимателя. Беспроигрышный. Фишка, как сейчас говорят. Оба изобретения конца XIX века обязательно должны были привлечь внимание публики. И "движущие фотографии", и возможность записать и тут же воспроизвести звуки речи, несомненно, произвели фурор у не избалованной зрелищами владивостокской публики. Итак, начало было положено.

Вода, огонь и картинки из жизни

И не беда, что первый демонстратор фильмов исчез так же внезапно, как и появился. Спустя три недели в том же павильоне в течение четырех дней проводились новые сеансы: некто Маржетский показывал фильмы посредством аппарата Эдисона (известного за рубежом как витаскоп, а в России - видоскоп).

Доходное дело

Начало XX века ознаменовалось во Владивостоке настоящим бумом кино. Иллюзионы возникали один за другим. Апрель 1901-го - биограф "Тихий океан" представляет программу в театре Иванова. Март 1906-го - открыт ежедневно общедоступный электрический театр Эдисона (потом - биограф "Виктория"). В 1907-м открываются сразу три: "Гранд-иллюзион" Финкельштейна (впоследствии Купера), театр-иллюзион Ягджоглу (дом Пьянкова, сейчас там "Книжный червь"), театр-иллюзион Даттана на Корейской. В 1910 году на Семеновском покосе (в районе стадиона "Динамо") планировалось открыть Китайский иллюзион. Только на одном участке Светланской на расстоянии не более 200 метров разместились три иллюзиона!

Чтобы привлечь клиентов, владельцы иллюзионов не жалели ни средств, ни сил. В ответ на "фантастическую феерию" в 35 картинах под названием "400 дьявольских проделок", запущенную театром Эдисона в 1909-м, конкуренты - "Гранд-иллюзион" и иллюзион Ягджоглу - закупили новые проецирующие аппараты - "ангелофоны" - для показа "поющих фильмов".

Не гнушались кинодельцы в борьбе между собой и криминалом. В ночь с 18-го на 19 июля 1910 года был облит внутри керосином и подожжен иллюзион Ягджоглу. В результате взрыва и последовавшего пожара был уничтожен экран и разбит проекционный киноаппарат, поврежден зал. Но самое удивительное - к семи часам вечера последствия пожара были устранены, и иллюзион принял зрителей на очередной сеанс!

Обретя постоянное место прописки, изменили иллюзионы и внешний, и внутренний облик. Вместо временных павильонов появились солидные 2-З-этажные здания с печным отоплением, с залами на 350-700 зрителей (например, "Французский иллюзион" - бывший театр "Тихий океан".) Увеличился размер экрана, проекционные аппараты переехали в заднюю часть зрительного зала. Обслуживающий персонал с двух человек - киномеханика-демонстратора и билетера - увеличился до четырех: киномеханик, его помощник, менявший катушки с лентой и склеивавший их в случае порыва, кассир и контролер. Помимо прямых обязанностей, по воспоминаниям киномеханика Афанасия Стафеева, персоналу приходилось убирать помещения, расклеивать рекламу по городу, колоть дрова для отопления, выполнять другие хозработы.

Кино + театр

К числу особенностей нашего кинематографа относится и вполне успешное "сожительство" под одной крышей театра и иллюзиона. В Европе и США такое было невозможно: кино как вид искусства там долго не признавали. В России и в частности во Владивостоке было иначе. В "Золотом роге", например, с большим успехом выступала с гастролями знаменитая Вера Комиссаржевская, и здесь же демонстрировалось кино - драма "Жизнь мгновенье - искусство вечно" с Иваном Мозжухиным в главной роли. Поэтому все иллюзионы, за исключением "Гранд-иллюзиона", имели универсальное назначение.

Сплошной хоррор

Репертуар владивостокских иллюзионов 1910-1920 годов может рассказать немало интересного - например, о том, что любовь к фильмам ужасов передалась нам по наследству. От одних только названий в дрожь бросает: "Мертвые повелевают", "Пляска смерти", "Жертвенник безумия", "Сатана ликующий", "Иринова могила" и т.п. А как вам "Счастливый рогоносец", "С... и аист больше не поможет" или "Культ порока"?

Выбор жанров тоже был невелик. Среди комедий ("Макс Линдер объясняется") и видовых фильмов ("Побережье Италии") царствовала драма: "Дочь Нептуна" - фантастическая драма, "Поэма любви" - сильная драма, "Хлеб наш насущий" - тяжелая драма, "Дама в сером" - детективная драма, "Иринова могила" - русская бытовая драма. А были еще психологическая, современная, художественная, боевая - и все драмы...

А какой же кинематограф без кумиров, без звезд? В мае 1917 года в художественном театре-иллюзионе в течение трех дней демонстрировался скандально известный французский фильм "Вампиры" в десяти частях. Название серий одно хлеще другого: "Отрубленная голова", "Гипнотизирующий взгляд", "Смертоносный перстень", "Сатана" и т.д. В главной роли, воровки в черном трико, - любимица публики Мюзидора, она же Жанна Рок. Фильм имел громадный успех! А во Франции был обвинен в подстрекательстве молодежи к свершению кровавых преступлений и распоряжением министра внутренних дел запрещен...

Не меньшей популярностью у владивостокских зрителей и зрительниц пользовались несравненная Франческа Бертини и ее "Дама с камеями". Отечественная актерская школа тоже была широко представлена на экранах города. Прежде всего король русского кино Иван Ильич Мозжухин. Его фильмы чаще всего демонстрировались в "Золотом роге": "Сатана ликующий", "На вершине славы" и другие. А Вера Холодная? О ее драме "У камина", которая шла в 1917-м в иллюзионах города, зрители, выходя из кинозалов и вытирая слезы, говорили: "Неужели подобную художественную фильму нельзя сохранить, переснять, и она погибнет, изорвавшись по театрам?"

Для развлечения публики в перерывах между фильмами и после сеансов привлекали необычных личностей. В "Золотом роге" выступал некто Мидтшталь-Смит - "загадка XX века - человек-машина". В театре-иллюзионе "Донателло и Ко" - куплетист Сашка-семинарист, в антрактах публику развлекала мадемуазель Люция - 10-летняя ясновидящая девочка, в иллюзионе Михайлова и Ерошенкова - "трансформатор Дон Карлос Сернаду"...

Конец фильма

В бурную эпоху революции и Гражданской войны иллюзионы достаточно долго держались на плаву, подстраиваясь подчас под политические реалии тех дней. Иллюзион "Идиллия" (бывший Ягджоглу), например, в 1919 году стал специализироваться на обслуживании солдат экспедиционного корпуса, а для большего комфорта друзей-союзников были оборудованы буфет и кафе.

Но, как говорится, судьбу не обманешь. Одним из первых пал театр-иллюзион Михайлова и Ерошенкова (располагался в районе Первой Речки): весной 1919-го его реквизировали под квартиры тюремных надзирателей. Иллюзион "Виктория" был поглощен магазинами и аптекой, как, впрочем, и "Гранд-иллюзион", и другие. Хозяева кинотеатров кто эмигрировал, кто отошел от дел.

Но кинематограф во Владивостоке не погиб - свое второе дыхание он обрел в середине 1920-х, при советской власти. Но это уже совсем другая история...

детали Первые киносеансы проводились во временных павильонах, вмещавших не более 100-50 человек. Проецирование на экран велось весьма специфично: проектор стоял сзади белого полотна, и зрители смотрели фильмы "на просвет". Экран перед каждым сеансом смачивался из пульверизатора водой, чтобы был прозрачнее. Стоимость билета на сеанс варьировалась от 50 копеек до одного рубля. Демонстрация фильмов была делом весьма опасным: пленки изготавливались из легко воспламеняющихся материалов, из-за чего сильно перегретые проекторы часто загорались. А поскольку они располагались в зрительном зале, пожары часто приводили к человеческим жертвам. Например, в Париже в 1897 году на одном из сеансов в результате пожара погибли 140 человек. Были свои прецеденты и во Владивостоке. Возможно, синематограф и послужил причиной пожара, полностью уничтожившего в 1899-м деревянные здания театра Галецкого - именно в нем не раз демонстрировался видоскоп. Что же показывал этот чудо-аппарат? Программа 22 марта 1898 года была составлена из 16 короткометражных даже не фильмов - сюжетов по 20-30 секунд. Сюжеты эти были не игровые, а, что называется, "из жизни": акробат и обезьянка, всадник, улица в Париже, пляска малороссов; американские офицеры в Нью-Йорке, народный праздник во Франции и т.д. Для перезарядки пленки было предусмотрено два антракта, во время которых для услады публики играл струнный оркестр.
А детям - орешек знаний! Помимо художественных фильмов для взрослых, в иллюзионах демонстрировались специальные детские программы. Вот образец одной из них, показанной в "Гранд-иллюзионе" 12-15 марта 1917 года: ч.1- "Коробейники", ч.2 - "Изготовление бамбукового шлема", ч.3 - "Жизнь арабов", ч.4 - "Изготовление электрических ламп", ч.5 - "Как промыслили обед".

Отдельное место занимала кинохроника. В том же "Гранд - иллюзионе" в течение трех дней сверх программы шел фильм "Страница черной книги германских зверств", а в "Идиллии" - "Первые дни Великой революции в Петрограде" и "Славная защита Вердена".

Поделиться:

Наверх