65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Автопортрет попсы и спекуляций

Итак, у нас опять столичные гости. Привезли показать провинциалам творчество лидера "молодой московской режиссуры" (интересно, а куда еще нестарого Андрея Житинкина дели?) Виктора Шамирова.

Ничего скрывать не буду: пьеса неизвестного мировой драматургии некоего Масина "Автопортрет архангела Рафаила" - дерьмо редкостное. А спектакль - ничего. В смысле постановки. Симбиоз микропауз временного пространства и тщательно выверенная актерская игра. Метафора, заложенная в мистическом названии, строго выдержана визуальным рядом - перед началом каждого акта на сцене появляется андрогинный потусторонний персонаж в маске и звонит в колокольчик, возвещая начало или конец. Цитата из Кабуки, что ли? С другой стороны, архангел Рафаил, кажется, вестник смерти...

На самом-то деле "Автопортрет" - образчик "мыльной оперы" в театре. Конечно, усеченный вариант. Но от этого, ей-богу, не легче. Здесь все спекуляция - на теме одиночества, сексуальной и материальной неудовлетворенности, плутовства и благородства. Ни одного из персонажей не гнетет мысль о том, что живет он неправильно, что не томится его душа жаждой высоких идеалов. Где катарсис?! Где духовное прозрение?! Почему в финале все страсти усмиряются, а тебя трясет от ужаса безысходности?

Само по себе обращение к попсовому жанру в театре не предосудительно. Вспомним подобный опыт на сцене "Горьковки" - "Мафиози", "Мышьяк, вино и старые кружева" - разве плохо? Но чтобы спектакль смотрелся на должном уровне, зрителя необязательно забавлять скабрезностями и не нужно грузить его банальностями, "плевелами речи", столь милыми сердцу Акакия Акакиевича. И в сюжете, и в тексте.

Роль Ларисы Голубкиной в "Автопортрете архангела Рафаила" в какой-то мере архетипична. Ее героиня, почти пожилая учительница русского языка и литературы Эльвира Георгиевна, - классическая добродетельная "училка-русыня", вдобавок пишущая дамские романы. Одинокая и романтичная, пребывающая в добровольном заточении своих грез. Посему отвергающая матримониальные домогательства своего соседа по даче, бывшего десантника Льва Михайловича. Спектакль с того и начинается, что Эльвира Георгиевна знакомит соседа со своей новой рукописью...

И тут появляется третий персонаж - "иностранец" Жан-Люк, который привез из горной Швейцарии привет Эльвире Георгиевне от ее неизвестной кузины, умирающей от рака в Лозанне, а также просьбу... У Эльвиры Георгиевны хранится семейная реликвия - картина "Автопортрет архангела Рафаила", и вот с ней вроде как умирать не страшно. Молодой иностранец очаровывает немолодую женщину, и она готова отдать картину. Но ревнующий Лев Михайлович ночью стреляет в него из ружья, и начинается вполне дурацкая суматоха. С пряталками, шантажом, поисками картины и даже небольшой дракой. На этом сумбурном фоне чередой проходят воспоминания Эльвиры Георгиевны о молодости, первой страсти, о младшем брате - талантливом художнике - и т. п. По ходу Жан-Люк находит картину, открывает, что сестра в Швейцарии давно умерла, и, счастливый, уезжает. Однако Лев Михайлович подбрасывает ему другое полотно. Жан-Люк возвращается и... оказывается, что и "подлинник" - работа покойного брата главной героини. Все!

Зрители ржут над похотливым Львом Михайловичем, трусоватым и дерзким Жаном и даже над пошло сентиментальной Эльвирой Георгиевной. И все?! Спектакль выручает только честная игра актеров, пытающихся сродниться со своими не самыми привлекательными персонажами. Кстати, блестяще сыгравший Жана-Люка Артем Каминский уже два года назад засветился во Владивостоке в спектакле "Клетка", где его партнером был Виталий Соломин. На высоте была и Лариса Голубкина: сыграть некогда блестящую, романтичную женщину, живущую ныне одними воспоминаниями, большое мужество с ее стороны. Сами понимаете, почему.

Да, реквизиты и декорации гастролеры привезли с собой. Сей отрадный факт говорит об элементарной порядочности. Хоть за это спасибо.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх