65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 3 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

Вечные ценности Натальи Левданской

Легко ли сохранять достижения культуры в условиях постоянного сужения культурного пространства?

В Приморье сегодня найдется немного людей, которые могут без оглядки на исполнительную власть открыто говорить о проблемах местных культуры и искусства. Наталья Левданская, "полпред" Министерства культуры России во Владивостоке, из их числа.

Не праздниками едиными...

- Наталья Андреевна, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию во Владивостоке в сфере культуры? В этом году мы столкнулись с рядом скандалов: разборки в Приморской картинной галерее, угроза изгнания Театра кукол из помещения...

- Как ненормальную. Находясь в гуще культурной жизни края, общаясь с деятелями культуры и искусства, понимаешь, что культурное пространство в этом городе заметно сужается.

Казалось бы, о культуре не забывают - с огромной помпой проводятся фестивали, посвященные кино, музыке... Но мне кажется, что власти сегодня не совсем правильно понимают, что такое культура? Это не только кинофестиваль "Пасифик Меридиан", не только массовые праздники. Культура - это каждодневное воспитание человека близостью с Прекрасным. Праздник - малая часть, вершина айсберга, если угодно. Но если основание айсберга подмывается, то праздничные вспышки окажутся взрывами хлопушек - не больше.

Помните, как в 2002 году была изгнана из "белого дома" галерея "Артэтаж"? И на сегодняшний день во Владивостоке действует всего одна-две галереи, например "Арка", на которую просто нужно равняться, и выставочный зал Приморской организации Союза художников. Что же касается Приморской картинной галереи... Мало того что в ней начаты и прерваны ремонтные работы. Сам ремонт, и тот начинался без... проекта. А это - вообще немыслимая вещь!

Экономить на культуре - себе дороже. Все вложения в культуру так или иначе оправдывают себя. Даже в советские времена власти это понимали. Например, Виктор Ломакин застолбил свое имя в истории Приморья, потому что давал владивостокским художникам мастерские, в которых они до сих пор творят...

Не дождёшься даже снисходительности

- Вы недавно побывали в Хабаровске. А у нас частенько любят называть Владивосток неофициальным культурным центром Дальнего Востока. Каковы ваши впечатления от культурной жизни в столице соседнего края?

- Впечатление двойственное: радостно за них и грустно за нас. По сравнению с Хабаровском, Владивосток - к величайшему моему сожалению - выглядит совершенно провинциально. Отношение к культуре в Хабаровске иное. Не легкомысленное и карнавальное, а державное и содержательное. И проявляется это буквально во всем.

Я очень давно и хорошо знаю Валентину Александровну Запорожскую, директора Дальневосточного художественного музея. Ее самоощущение в этом качестве разительным образом отличается от того, как чувствуют себя ее коллеги во Владивостоке. По сути дела, директору музея, который умудряется в нынешних реалиях работать плодотворно, памятник при жизни ставить надо. Вот Галина Александровна Алексюк, директор Объединенного краеведческого музея имени В.К. Арсеньева, - такой человек. Она сохранила столько культурных ценностей, что, думаю, пройдут годы, и новые поколения будут говорить нам спасибо за великолепные коллекции Музея имени В.К. Арсеньева. И в этом будет заслуга не только Галины Алексюк, но и того коллектива профессионалов, который она собрала.

Увы, но разве чувствует Галина Александровна в нашем городе себя уважаемым и защищенным человеком? Вспомните недавние публикации... В некоторых газетах муссировалась неприятная ситуация, возникшая между Галиной Алексюк и Сергеем Дарькиным на каком-то художественном совете. И губернатор тогда оказался не на высоте. Ведь таких людей, как Галина Александровна, беречь надо...

А что же в Хабаровске? Валентина Запорожская работает в музее, который находится в великолепном здании. Ремонт там производится регулярно. Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев - очень частый гость в нем. И всех своих именитых гостей он ведет в музей, потому что не без оснований гордится им. И это только добавляет стимулов для вложения в это учреждение культуры дополнительных средств. Например, для каждой скульптуры в Дальневосточном художественном музее делается специальный подиум из мрамора, соответствующий ей по высоте и конфигурации. Рамы для картин обновляются... Вы такое можете себе представить в каком-нибудь приморском музее? Я - тоже.

Не так давно - рассказывала Валентина Александровна - Хабаровск посещал Герман Греф. Он очень хвалил музей, но как-то обмолвился Ишаеву: дескать, освещение могло быть и получше, Виктор Иванович. Вскоре музею из бюджета Хабаровского края было выделено три миллиона рублей на новое освещение. И при этом сказано: "Валентина Александровна, вопрос о деньгах для вашего музея не стоит. Но вы за это полностью отвечаете".

Поэтому Запорожская ведет себя очень уверенно со своими контрагентами. Она знает, что работает на власть и что она защищена властью. А разве мало у нас в Приморье и Владивостоке таких подвижников? Но не ко всем, далеко не ко всем, власть бывает хотя бы снисходительна...

Тупиковый период

- В последнее время слухи о том, что Музей имени В. К. Арсеньева и Приморскую государственную картинную галерею могут объединить, всплывают все чаще...

- Они периодически возникали еще с тех пор, когда я была директором галереи. Но сейчас они все реальнее. И это будет не что иное, как еще большее сужение культурного пространства во Владивостоке и Приморье, которое мы наблюдаем сейчас. Ведь детскую картинную галерею, объединенную с галереей Приморской, уже фактически уничтожили.

Как известно, у картинной галереи специфический вид деятельности. Он в корне отличен от того, чем занимается краеведческий музей. Разве это не очевидно? И если уж их сочетать "неравным браком"...

Если этим слухам суждено оправдаться, а моим опасениям - сбыться, то мы получим в результате только экономию на культуре. Следствием этой экономии станет то, что у нас будет больше наркоманов, больше беспризорников, больше молодых людей, без дела слоняющихся по улицам.

Неужели деньги - простите за пафос - встанут во главу угла? Но это же явный тупик. Причем неоправданный.

Тенденция, однако

Через пару месяцев во Владивостоке грядет очередное изменение в представительствах федеральных структур: Территориальное управление Минкультуры по сохранению культурных ценностей вольется в Приморское управление федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, сокращенно - Примохранкультура. В введении этого органа окажутся СМИ, недвижимые памятники культуры, лицензирование реставрационных работ, контроль над археологическими раскопками, над сохранностью фондов, музеев, библиотек, фильмофондов. Одним словом, функций прибавится. География деятельности в то же время сузится - раньше управление по охране культурных ценностей работало и на Сахалинскую область. Да и по части кадров уже вышло сокращение. Сегодня в ведомстве, возглавляемом Натальей Левданской, трудится всего пять человек. Увы, тенденция к сужению работает, кажется, и на федеральном уровне. На что уж тут рассчитывать бедному Приморскому краю...

Наталья Андреевна Левданская родилась во Владивостоке в 1950 году. Образование: ДВГУ, русская филология, 1972 год; Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, теория и история искусства, 1989-й. Карьера: 1979-1997 годы - научный сотрудник, заведующая отделом советского искусства, директор Приморской картинной галереи. С 1997-го - руководитель Территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей во Владивостоке.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх