66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 3 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Универсальный Шутов

На уходящей неделе наш город посетил один из самых ярких персонажей российской художественной сцены

За Сергеем Шутовым, чтоб вы знали, давно закрепились такие титулы, как "пионер российского видео-арта", "гуру электронного искусства" и "выдающийся деятель клубной культуры"... Его творения всегда свежи и философичны, неожиданны и дискуссионны. И вместе с этим он, по словам почитателей, коллег по цеху и искусствоведов, до сих пор остается загадочнейшей фигурой российского арт-пространства.

Круг его интересов необычайно обширен: видео-арт, эзотерическая и интеллектуальная литература, этнографические изыскания, альтернативная музыка, живописные "эссе". Шутов не только художник, но и известный знаток современного искусства, в том числе и западного. В его коллекции, например, есть единственное в Москве произведение знаменитого американца Кита Херинга, культовой фигуры живописи 1980-х.

Первый не на словах

Вообще же, творчество Шутова универсально. Как точно подметила искусствовед Екатерина Лазарева, он "одинаково успешно занимается традиционной живописью и создает сложные инсталляции с использованием новейших технологий". И правда, перепробовал Шутов действительно многое: первым в отечественном искусстве начал делать обработанные на компьютере видеофильмы, к которым сам же писал музыку. Организовывал первые выставки-шоу российской "новой волны", сопровождавшиеся выступлениями молодого еще Гребенщикова, групп "Кино" и "Тупые". Был постоянным обитателем самых известных московских художественных сквотов в Фурманном переулке и на Чистых Прудах. И именно благодаря Шутову на свет появилась (посвященная Шутову же) известная пластинка Брайана Ино The Shutov Assembly (1992).

- С Брайаном все как-то само собой получилось, - вспоминает Мастер, - однажды в очередной раз мистер Ино приехал в Россию по личным своим делам - он курирует работу некоторых благотворительных фондов. И кто-то надоумил его прийти ко мне в мастерскую. Ведь я был и остаюсь восторженным поклонником его музыки, а он, оказывается, неравнодушен к моему творчеству. В итоге мы обменялись презентами: я подарил ему кое-что из своих полотен, а он записал для меня кое-что из своего неизданного материала. Который потом решил-таки выпустить отдельным диском The Shutov Assembly...

"Абак": помолимся вместе

На счету этого номинанта госпремии в области искусства-2002 - 29 персональных выставок. Однако один из его творческих проектов завоевал особую популярность в среде арт-эстетов. Некоторые посетители 49-й художественной выставки Венецианского биеннале-2001 до сих пор, спустя три года не могут оправиться от того эстетического шока, который они испытали, столкнувшись в одном из экспозалов выставки с творением Шутова, - интерактивной инсталляцией "Абак".

Картина, конечно, была та еще: в главном помещении российского павильона на полу в несколько рядов расположились коленопреклоненные механические куклы - сорок штук. Сплошь задрапированные в черное - то ли православные монахи, то ли персонажи готических романов эпохи романтизма, то ли детских страшилок про "черную-черную комнату", то ли все это вместе. Манекены отбивали поклоны, издавая неясный молитвенный гул, а на телеэкранах по углам зала сменяли друг друга строчки молитв, произносимые на разных языках и соотносимые с различными конфессиями... "Просто все на свой лад заняты одним и тем же", - так отозвался Шутов о своей работе, завораживая зрителя видением всемирной молитвы.

Время вершков и корешков

Во Владивосток этот титан современного неформатного арт-движения привез свою нашумевшую инсталляцию с псевдобиологическим названием "Вершки-корешки". Говорит, жалеет, что когда-то не стал системным биологом. Впрочем, это отнюдь не помешало ему замешать свое особенное, какое-то нарочито парадоксальное видение микро- и макромира на, казалось бы, не поддающихся обывательской логике образах...

Представьте себе: фоном всех "вершково-корешковых" работ является модель неба, на которую спроецированы различные макросъемки вроде лучиков проросших луковиц, рентгеновские снимки цветов, животных, игрушек, бытовых отходов... И все это диво-дивное находится в махоньких коричневых лайт-боксах, которые по внешнему виду подозрительно напоминают керамические горшочки с просверленными в донышках отверстиями. Хочешь взглянуть на вершки-корешки - пожалуйста: подходи поближе, смотри в дырочку, проникайся хрупкой эстетикой взаимопроникновения великого и малого... Правда же, замечательно?

Владивостокские арт-корифеи о творчестве Шутова

Художник Всеволод Мечковский: - Сей утонченный вуайеризм для нашей провинциальной публики сродни перфомансу Кати Кандыба. Только гораздо круче. Потому что теперь наши эстеты, раскланиваясь друг с другом, будут непременно интересоваться: "Вы были на выставке Шутова? Нет?! Так вы еще не заглядывали в зад этим милым керамическим горшкам, внутри которых можно лицезреть Вселенную?"

Художник Владимир Снытко: - Инсталляция "Вершки-корешки", конечно, необыкновенно интересна, очень прогрессивна и инновационна, но хотелось бы увидеть все сразу, целиком, а не ходить от одного объекта к другому.

Директор музея современного искусства ДВГТУ "Артэтаж" Александр Городний: - С творчеством Сергея Шутова я был знаком и ранее - читал отзывы в прессе и интернете. Искренне горжусь тем, что наши российские художники прорываются в серьезные музеи и галереи мира. А насчет инсталляции Шутова в галерее современного искусства "Арка"... Не ошибусь, если скажу, что каждый, заглядывая внутрь этих керамических объектов, находит там свой собственный мир. Это же великолепно!

Сергей Шутов родился в 1955 году в Потсдаме в семье совслужащих. "Мальчик с детства любил рисовать", но никакого художественного образования так и не получил. Однако его обширной творческой биографии может позавидовать любой "творец прекрасного". Шутов зарекомендовал себя как художник, работающий в разных художественных жанрах: живопись, графика, фотография, скульптура, аудио- и видеоинсталляция. С 1978 года - участник российских и международных выставок, член горкома графиков. С 1987-го - член творческого объединения "Эрмитаж", член Клуба друзей Маяковского, первый академик Академии всяческих академий (Москва - Ленинград). С 1989 года - глава отделения графического искусства Свободной академии (Москва), а с 1993-го - президент Института технологии искусства. C 1994-го становится руководителем практических занятий Московской художественной лаборатории новых медиа. Некоторое время Шутов сотрудничал с радиостанцией 106,8 ("Радио Станция") как радио ди-джей (rj), он является первым ви-джеем в России (клуб "Птюч"), художником журнала "Птюч", актером и художником знаменитого фильма "Асса". Но и это еще далеко не все! Сергей Шутов к тому же и музыкант, участник группы Сергея Курехина "Популярная механика", автор саундтрека к картине "Кабинет профессора Калигари" (совместно с Тимуром Новиковым). В 2001 году именно Шутов представлял нашу страну на 49-й художественной выставке Венецианского биеннале-2001. Самое интересное, что параллельно с творческой деятельностью Сергей работал служащим Московского зоопарка, лектором в планетарии, разнорабочим в Музее Востока и в ГМИИ им. Пушкина...

Евгения Чернова

Поделиться:

Наверх