65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 6 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Военно-театральная ирония судьбы

Неискушенные владивостокские зрители впервые увидели спектакль одного из самых модных московских режиссёров - Александра Житинкина

Наступило время летних отпусков и гастролей. Многие столичные артисты сейчас стараются выбраться из душной Москвы и отправиться поближе к морю. Самые рисковые оказываются во Владивостоке.

В июне в театре им. Горького прошли два гастрольных спектакля - "Игроки" Олега Меньшикова и "Мой бедный Марат" Театра им. Моссовета с Александром Домогаровым в главной роли. В июле ожидаются новые антрепризы с такими звездами, как Александр Михайлов, Георгий Тараторкин, Евгения Симонова, Ирина Алферова, Чулпан Хаматова...

Но пока о том, что было. Разочаровавшие многих зрителей "Игроки" Меньшикова заставили с особым вниманием ожидать спектакль с Александром Домогаровым, который нам больше известен как звезда российского кино. Было опасение, что детектив Турецкий на сцене будет выглядеть не очень органично. К счастью, это сомнение оказалось беспочвенным. Домогаров оказался точен, психологически достоверен и ни коим образом не выдал в себе "серийного" маньяка, испорченного высокобюджетным и низкопотребным кино.

Партнерами Домогарова по сцене были Андрей Ильин и Лариса Кузнецова, игра которых в этом спектакле также практически безупречна, что неудивительно - они играют в неизменном составе с 1995 года.

Белые одежды

Некоторые критики обвиняли Житинкина во фрейдистском прочтении пьесы Арбузова, но, честно говоря, особого обращения к психоанализу в спектакле не заметно. На наш взгляд, это скорее тонкая психологическая драма, поставленная бережно, но с авангардистскими изысками.

Так, весьма неожиданно смотрится визуально-художественное решение спектакля: белое все - от мебели и предметов обихода до костюмов героев. Это смотрится так странно, что сначала даже отвлекает от действия. Война, блокада... И белый цвет как цвет смерти. К концу спектакля, когда действие происходит в мирное время, герои ходят в костюмах обычных цветов... С этим небанальным цветовым подходом к одежде режиссер, на наш взгляд, несколько перемудрил.

Любовный треугольник

Сюжет пьесы тривиальный. В квартире блокадного Ленинграда случайно встречаются двое молодых людей - Лика и Марат, между которыми возникает любовь. Неожиданно в их жизни появляется третий - молодой человек со странным именем Леонидик. Лика и Марат спасают его от смерти, и он становится членом их семьи. Леонидик влюбляется в Лику, и этот любовный треугольник - главный конфликт спектакля. Повороты сюжета при этом неожиданны: Лика любит Марата, но выходит замуж за Леонидика, потому что Марат уезжает, чтобы оставить их в покое. Но от себя не убежишь.

Терпение, мой друг...

Спектакль принимается неоднозначно. Дело в том, что он начинается тяжело, действие развивается неторопливо, требует пристального внимания и... терпения. Наши разбалованные в последнее время комедиями и бурлесками зрители сначала даже заскучали. Более того, на мгновение показалось, что это вообще очередной "датский" спектакль, поставленный к какому-то юбилею снятия блокады Ленинграда. Но лишь на мгновение....

Некоторым зрителям показалось, что первая часть слишком затянута, и к середине действия отдельные парочки (в основном молодежь) потянулись к выходу. Тут нужно отметить, что минусом было отсутствие антракта. Не знаю, может быть, это последняя московская мода, но так было и на "Игроках". Наш зритель к этому не привык. Все-таки театр не только не мыслим без вешалки, но и без антракта, во время которого можно сходить в буфет, туалет, обсудить спектакль и игру актеров, в конце концов, просто пообщаться с другом (подругой). Высидеть два с половиной часа на одном месте - тяжелое испытание, и не все его выдерживают чисто психологически. Но те, кто выдержал, были вознаграждены.

Со второй половины спектакль становится более динамичным (а может быть, зрители просто начали принимать предложенные правила игры, но тогда это высший пилотаж) и смотрится с нарастающим интересом. Более того, в финале возникает глубокое философское звучание, героям приходится делать выбор между привычными, сложившимися вещами и своими мечтами о счастье.

Игра актеров, особенно Ильина и Домогарова в финале, изумительна. Их герои, особенно Марат, проходят путь духовного становления - от подростков до взрослых мужчин, и актеры удивительно точно показывают нюансы этих переходов. Роль Домогарова на весьма насыщенном тексте и в тоже время на тонком подтексте (что, наверное, и привлекает режиссеров в пьесе Арбузова). Это требует огромной внутренней работы актера, и Домогарову удается сделать все возможное, чтобы убедить зрителя в трансформациях своего героя.

Финал

В итоге самых стойких зрителей ждали хеппи-энд и катарсис. Финал спектакля, как вся наша жизнь, счастливый и печальный одновременно. Влюбленные Марат и Лика соединяются, а Леонидик начинает жизнь заново.

Две главные фразы, которые произносятся в финале: "Человек умирает тогда, когда перестает ставить перед собой новые цели" и "Никогда, даже за день до смерти, не поздно начать жизнь заново".

Пьеса "Мой бедный Марат" написана Алексеем Арбузовым в 1965 году по заказу к 20-летию Победы, но оказалась настолько удачной, что стала одной из любимых многими театральными режиссерами. Ее ставили Эфрос, Хейфец, Шапиро и другие мэтры 1970-х годов. В 1990-е пьеса неожиданно получила второе рождение. К ней обратились такие модные режиссеры, как Сергей Арцибашев и Александр Житинкин. Во Владивосток привезли спектакль Театра им. Моссовета в постановке Александра Житинкина.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх