65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 2 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Чехов для нас - как член семьи

Владивостокским артистам, представившим собственное прочтение классика, выпала уникальная возможность "людей посмотреть и себя показать"

"Антон Палыч Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак - учить..."

Булат Окуджава

Приморский краевой драматический театр молодежи недавно вернулся из турне - за одну неделю наши артисты умудрились побывать сразу на двух престижных международных театральных фестивалях.

Совместить два в одном Театру молодежи удалось по двум причинам: во-первых, потому что театральные праздники проходили приблизительно в одно и то же время, а во-вторых, дальневосточники в последние годы так редко выезжают "в Россию", что им были просто несказанно рады и в порядке исключения устроили участие в обоих фестивалях - Мелиховском и Лобнинском. При том кормили, оплачивали гостиницу и культурную программу тоже организаторы фестиваля. Так что нашим оставалось только купить билеты до Москвы, что им удалось благодаря участию администрации Приморского края.

Антон Палыч forever!

Надо сказать, что Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна - 2004", который проводится в пятый раз, славится на весь мир как один из самых продвинутых чеховских фестивалей в истории мировой культуры. В Мелихово - усадьбу-музей одного из любимейших русских классиков - каждый привозит своего Чехова. Сугубая камерность спектаклей, на которой ежегодно настаивает создатель фестиваля Юрий Бычков, - тоже абсолютно мелиховская черта. Сам Бычков упорно полагает, что Чехов – вообще драматург малых сцен и разговаривает лишь с сокровенным и близким кругом собеседников. Здесь в свое время отметились и скандальные театральные режиссеры. Например, как-то раз Треплев в сомнительной "Чайке" Питера Штайна топился в пруду, в котором плавала Нина, а нынче темпераментные итальянцы из труппы Teatr na Doganke под руководством бывшей россиянки Ирины Коррьери играли чеховские водевили под общим названием "Брожение умов"...

Приморский краевой драматический театр молодежи показывал свой вариант чеховской "Чайки" - спектакль "Вот тебе и театр" в постановке заслуженной артистки России Галины Копыловой. Она в спектакле играла Аркадину, Тригорина играл ее муж - заслуженный артист России Александр Волосянко, Нину Заречную - их дочь Анжелика Трофимова, а Треплева - зять, Андрей Трофимов.

- Сюда едут не для того, чтобы поразить! - сказал нам художественный руководитель Приморского театра молодежи Виктор Галкин. - На Мелиховском фестивале каждый театр просто предлагает собственное прочтение Чехова. Я не считаю, что этими вариациями оскорбляется память классика. Чехов не однозначен. Да и представьте себе, что все его произведения подвергались цензуре при всех режимах. Так кто сегодня может точно сказать, что именно и как надо понимать в его драматургии? Вот Московский театр им. Гоголя привез "Записную книжку Тригорина" в постановке народного артиста России Сергея Яшина - весьма вольная интерпретация "Чайки", но это крепкий, гармоничный и при всей откровенности очень тонкий спектакль. Или, например, "Черный монах" Челябинского ТЮЗ. Они играли на открытом воздухе, причем одновременно несколько сцен в разных местах, так что можно было их одновременно слышать, переходить от одной группы к другой... А вокруг птицы поют, музыка негромкая. Но зрители были удивительно внимательны, несмотря на комаров...

Кроме домашних, в мелиховском доме постоянно были гости. Да какие! Левитан - его имя теперь носит горка, где он работал, писатель Потапенко, "прекрасная Лика" - Лидия Мизинова и толпы, толпы так называемых "антоновок", поклонниц Антона Павловича. Порой народу собиралось столько, что приходилось стелить на полу..."

После Чехова дрянь играть не хочется

А для артистической семьи заслуженного артиста России Александра Волосянко поездка в Мелихово имела особое значение:

- Это самое примечательное явление нашей жизни! Так случилось, что наша семья связана с Чеховым долгие годы. Еще в 1979-м мы с Галиной Петровной делали "Даму с собачкой", в тот же год я впервые сыграл Лопахина в "Вишневом саду", за что получил диплом Всесоюзного чеховского фестиваля. Потом, через 15 лет, был еще один Лопахин, в другой интерпретации, и все главные роли в чеховских пьесах я переиграл... Поэтому побывать в его доме, где Антон Павлович писал эти пьесы, конечно, для нас было счастьем. Я даже больше скажу: для нас Чехов - почти член семьи. Я вот с вами разговариваю, а его портрет у меня перед глазами стоит на полке. И спектакль, который мы возили на фестиваль, - это семейный проект. С нами даже была трехмесячная дочь Анжелики Мария.

Понимаете, Чехов дает такой настрой артисту, что после него какую-то дрянь играть просто не хочется. Мы в Мелихово ехали с огромным трепетом - не были же никогда. И нисколько не разочаровались. Наоборот, прикоснуться к вещам, почувствовать атмосферу дома... Когда играли спектакль, было такое ощущение, что он на нас смотрит. Хотя было много моментов, которые там шли совсем по-другому, не так, как на родной сцене. И дело даже не в том, что декорации смотрелись совсем иначе, хотя знаменитый театральный художник Сельвинская за сценографию нас отдельно поблагодарила, - сам спектакль стал на порядок лучше, как будто созрел...

Молодёжи тоже интересно

Еще один театральный праздник, куда были приглашены наши артисты, проходил в подмосковном городе Лобня. "Русская классика - Лобня-2004" - фестиваль несколько другого направления, и цели у него другие. Он состоит из двух блоков, причем в первом выступают студийные детские и юношеские коллективы, которые самодеятельностью назвать язык не поворачивается, а во втором представлены спектакли солидных профессиональных театров.

А главное - целью и задачей лобнинского фестиваля является приобщение молодежной аудитории к театральному искусству и великому наследию русской классической литературы. То есть принимается к участию вся русская классика - от "Царевны-лягушки" до Федора Достоевского. И опять же в самых разных интерпретациях, было бы интересно. Ведь скучным спектаклем подростков не привлечь. Лобненский театр, в отличие от мелиховской сцены, - это детище урбанизации. Он и стоит между двух высоток. И надо сказать, что молодежь интересуется!

- Такие фестивали, кроме выполнения собственной задачи, еще и несомненно полезны для театральных коллективов, - говорит Виктор Галкин. - Возможность получить оценку коллег-профессионалов, познакомиться с другими идеями, воплощениями и прочтениями представляется актерам довольно редко. К тому же после того как "на людей посмотрели и себя показали", у актеров появляется дополнительный стимул к работе. Вы же знаете, что служить в театре - дело не прибыльное... И это очень хорошо, что оба фестиваля не конкурсные, хотя серьезные критики там, конечно, присутствуют. Такие праздники дают артистам довольно много, и при этом никаких лишних комплексов не возникает. С Лобнинского фестиваля мы привезли статуэтку Актера Актерыча, а ней специальный диплом-сертификат. Тоже вроде мелочь, а всем приятно!

Из воспоминаний современников Чехова: "Еще какое счастье было в доме, так это таксы Бром и Хина. Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: "Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б". Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх