65,26 ↓ 100 JPY
11,22 ↑ 10 CNY
71,83 ↑ USD
64,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 5 м/c
16 июня
Среда

Общество

Объекты Константина Соло

Удивительные работы владивостокского художника - это наша реальность, только чуть-чуть более светлая

Художников должно быть много, хороших и разных - от них мир становится добрее. Есть художники, которые любят очень маленькие формы, миниатюры, а про Костю Соло еще в училище в шутку говорили: "Монументалист!" Хотя признавали, что портреты у него тоже хороши. Да он и сам сознается: "Люблю БОЛЬШИЕ объекты". И вообще "объекты".

Искусство требует средств

Это вам любой художник подтвердит. А когда есть пара хороших рук, профессиональные навыки и желание иметь некоторые средства, можно на худой конец просто работать. Тяжелые времена Костя Соло переживал вместе со всей страной: универсамы, рестораны, двери-мебеля, вывески - когда реклама стала кормить, он попробовал делать все. Получается, и на хлеб вроде хватает, но... Обученный рисовальщик и математик по жизни, он легко создавал изящные, сложные, геометрически выверенные конструкции, которые были не нужны, - требовалось, что попроще.

Будучи прекрасным резчиком, Костя экспериментировал с деревянной скульптурой, пробовал себя в живописи, в графике, в том числе книжной. Его "лубочные" иллюстрации к заветным сказкам Афанасьева очень изящно выдержаны в рамках жанра.

И фантастический реализм он тоже пробовал на вкус. Он участвовал в салонных и тематических выставках и скучал. Пока не женился наконец на своей давней подруге и однокурснице - художнице, известной владивостокской маринистке Ольге Шипиловой.

А 2001 году его "прорвало". Еще бы, человек впервые попал в Париж! То есть художник впервые приехал в Париж. Нет, сначала в Германию, а потом... И пошел смотреть, чего там братья могут. Вот там и нашел то, что искал. Это был Объект.

ОНО!

Такое неромантичное слово. Рожденный холодным западно-европейским умом "объект" - чаще это "кинетический объект" - представляет собой движущееся техногенное нечто, бесформенное-замысловатое, опутанное сетью всяких загадочных аллюзий, а иногда не несущее практически никакой самостоятельной смысловой нагрузки, если это, например, театральная декорация.

Но сам по себе "объект" - это целый новый мир! Он далеко выходит за привычные рамки традиционного изобразительного искусства и при этом не расползается в пространстве, как, к примеру, инсталляция. Костя называет его ОНО - опознанный нелетающий объект.

Для аналитического ума прирожденного математика - весьма подходящая игрушка. Но Константин Соло не просто умник, и не немец, а русский художник. И потому его первый объект, 180 см высотой, получился деревянным, святящимся изнутри через вощеную бумагу теплым желтым светом. Называется он "Маяк".

Яблоки для Василисы

А потом у Ольги и Кости родилась дочь. Выбрать имя человеку - ответственный поступок, а выбор довольно велик... Девочку назвали Василисой. Костя прочувствовал ситуацию по-своему.

Когда он принес в выставочный зал на Петра Великого пять ящиков яблок, никто ничего не понял. А он на каждом яблочке вырезал имя - все разные - и соорудил из них шар диаметром два метра. Подвешенные на прозрачных лесках яблоки, заключенные в строгую форму, выглядели легкими и трогательными.

- Я понял, что имя - это целый мир. И решил сделать такой мир. Это как будто земной шар и одновременно крона дерева. Того дерева, под которым Адам и Ева яблоки ели. А внизу яблоки лежат, потому что яблочко от яблони недалеко падает. Да мало ли о чем еще можно подумать! Пятьдесят килограммов яблок сюда ушло.

Объект беззвучно покачивался, бликовал и сладко пах Новым годом. Потом его съели, конечно. Все, кто успел вовремя оказаться рядом!

Чужой

- Бывает иногда, что чувствуешь себя чужим в этом городе и вообще, как будто ты инопланетянин. Я однажды увидел себя таким и сделал первый ОНО. Сказали - "самодельщина".

Выточенная из дуба маска смотрит в небо с ажурной конструкции, спаянной из медной проволоки. Удается же некоторым алгеброй гармонию проверять!

Дерево жизни

Возле доски на цепочке, переливающейся крохотными желтыми огоньками, я простояла, околдованная, минут 15. Завораживает.

- Мы это бревно на Рейнеке нашли, на пляже. Там целых полдерева было - ствол с комлем. Оно до такой степени жучками изъедено было - все эти ходы, извивы. Чтоб доработать, пришлось купить бормашинку и электропилу - это ясень, очень твердое дерево, без помощи электричества трудно обойтись. А как жуки его съели! Насквозь изгрызли. Если с острова на Владивосток смотреть, он так же весь переливается. И на всей Земле люди так же рождаются и умирают. Потухнет в одном месте - загорится в другом. И пути неисповедимы. Василиса от него в полном восторге. А "Курочка Ряба" - тоже ее. Я эту сказку столько уже раз прочитал, что появился еще один объект, с золотыми яйцами.

Светящийся объект "Курочка Ряба & Co" я увидела на авангардном вернисаже в Пушкинском театре минувшей осенью: стена золотых яиц, и все светятся, золотые, манящие.

Свет не должен "бороться и побеждать". Даже самый простой светильник делает тьму мягкой и приятной. Костя несет в этот мир частицу своего собственного света. Его объекты - это наша реальность, только чуть-чуть светлее.

Соло Константин Терентьевич родился в 1963 году в Махачкале (Дагестан). Жил там до 9 лет, затем уехал с матерью на ее родину, во Владивосток. Закончил восемь классов знаменитого Дубининского физико-математического интерната и поступил во Владивостокское художественное училище на театрально-декораторское отделение, которое благополучно закончил в 1982 году. По распределению был направлен в Уссурийский театр драмы, где честно проработал три месяца...

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх