65.42 ↓ 100 JPY
11.22 ↓ 10 CNY
71.68 ↓ USD
64.44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 5 м/c
15 июня
Вторник

Общество

Две светлых повести

Сёстры Селивановы похожи друг на друга как две капли воды. Не внешне, нет, - полной самоотдачей, талантом и огромным трудолюбием

Сегодня в малом зале филармонии пройдет концерт Тихоокеанского симфонического оркестра под руководством главного дирижера Константина Селиванова. Солировать будут заслуженный артист России скрипач Феликс Кальман, а также дочери дирижера - дипломант международного конкурса пианистов Лия Селиванова и лауреат "Гран-при" городского конкурса "Юный скрипач" 2004 года Алла Селиванова.

Младшая сестра, Лия Селиванова, от нее не отстает. Хотя ей всего десять лет, Лия - дипломант Второго Международного конкурса молодых пианистов, призер Третьего Международного конкурса за лучшее исполнение виртуозной пьесы. В городском конкурсе "Юный пианист" в 2002 году заняла третье место, в этом - второе. Через пару лет (конкурс проводится раз в два года) надеется стать победительницей. Думаю, станет.

Прекратить дурацкое занятие!

Мы сидим в кабинете главного дирижера и художественного руководителя Тихоокеанского симфонического оркестра Константина Селиванова. Девчонки улыбаются. Так не похожи друг на друга внешне! И так созвучны... Каким-то общим внутренним содержанием, наполненностью, светом. Дуэт, в общем. И на сцене, и в жизни.

- Алла, впервые ты взяла в руки скрипку...

-... В шесть лет. Меня просто лишили нормального детства! И ощущения были самые что ни на есть ужасные. Моя мама - скрипач, а саму скрипку называют королевой оркестра, но, несмотря на это, практически до четвертого класса я мечтала об одном - бросить это дурацкое занятие. Только родители-музыканты не разрешали: все заставляли играть, играть... Мне было так плохо. И трудно: держать пальцы, ставить руку... Но главная трудность заключалась в другом: интереса к скрипке не было!

- Лия, а ты, видя мучения сестры...

- Страстно хотела играть на фортепиано! А мне родители не разрешали. Нет, и все тут! Я уговаривала их, наверное, с полгода. И только потом они сдались... Мне было легко с самого начала. Потому что педагог замечательный - Наталья Решетникова.

Алла: - На фортепиано, на мой взгляд, играть легче. Нажал на клавишу, появился звук. И давай, нарабатывай музыкальное мастерство. А в игре на скрипке трудности начинаются с самого начала.

Лия: - Да, мне стало трудно где-то в классе третьем-четвертом. Потому что фортепиано охватывает оркестр. Собрать всю музыку в голове - это очень сложно...

Мы играем не руками - головой

- Девушки, что ж вы все о сложностях? Ведь не этим же одним музыкант живет!

Алла: - Конечно! Когда я впервые приняла участие в конкурсе юных скрипачей и увидела, что некоторые мои ровесники играют лучше меня... Это так задело! Самолюбие взыграло: как же так! Появилось желание быть первой. И... неожиданно проснулся интерес. Вообще, на мой взгляд, чем выше уровень профессионального мастерства, тем больше интереса. Я стала стараться заниматься больше, с ребятами из музыкальной школы соревновались по количеству часов. Я проигрывала. Они играли по три-четыре часа каждый день, а я... Сорок пять минут! Ну не могла ни минутой больше! И, лишь когда я стала заниматься у профессора Кальмана, вдруг поняла удивительно простую вещь: дело не в часах. А в голове. Ведь играю я не пальцами - головой. Главное - понять музыку...

- Для вас важна оценка слушателей? Или гораздо важнее собственное осознание ошибок и побед?

Лия: - Конечно, важна! Очень!

- То есть артист по определению тщеславен?

Алла: - Нет, это зависит от характера человека. Я, например, не тщеславна. Но мне важно быть первой. Важны выступления перед зрителями. Когда ты изо дня в день играешь дома одно и то же произведение, наваливается такая усталость! Если нет определенной цели, то и заниматься не хочется, наступает апатия. Но только мы узнаем дату предстоящего концерта... Сразу появляется хорошее настроение! И никакого мандража - зачем?

Лия: - Я готова целый год тренироваться, чтобы всего один час играть. Без концертов жизнь - не жизнь. А стоит только выйти на сцену... Ты взамен получаешь столько положительных эмоций, столько энергии!

Алла: - Это просто праздник, и самое главное - мы создаем его сами. Вместе с нашими слушателями. А после концертов наша квартира напоминает цветочную оранжерею! Это так приятно...

Не стройте из себя компьютер

- А где труднее играть - на конкурсе или на концерте?

Лия: - Конечно, на конкурсе. Я вообще, честно говоря, все эти конкурсы не очень-то люблю.

Алла: - Но участвовать в них нужно. Это в первую очередь престиж музыканта. А вообще, конечно, конкурс - это... На концерте что главное? Понравиться людям. Они приходят получить удовольствие от музыки. И здесь есть много разных маленьких хитростей: концертное платье, красивая прическа, легкая улыбка, покачивание головой - все это создает определенное впечатление. И настроение! А на конкурсе тебя оценивает жюри. Это совершенно беспристрастные люди, которым не важен артистизм музыканта. А уж тем более внешний вид - хоть в лаптях выходи! Они с закрытыми глазами слушают произведение, которое ты играешь, и отмечают огрехи. Это, как компьютер. На конкурсе нет зрительской отдачи. И это - самое тяжелое. Не считая, конечно, титанического труда музыканта в процессе подготовки...

- Скажите, только честно, вы себя звездочками ощущаете?

Хором: - Да!

- А это как-то проявляется?

Алла: - Особенно в потребностях! (Смеется.) В школе очень удобно: то хожу, то не хожу - у меня репетиция. Я вообще не делаю домашних заданий. Память, слава богу, хорошая, что на уроке услышала, то и отвечаю...

Лия: - А меня мальчишки прогульщицей обзывают, да и учусь я не очень хорошо. У меня одна четверка...

- А остальные?

Лия: - Пятерки...

Алла: - Вот Лия у нас жутко тщеславная! Одна четверка... Если честно, я чувствую себя в обычной школе не наравне с одноклассниками. Не выше, нет, - другой. Мне часто говорят: "Как тебе везет - в школу не ходишь! Если бы я не учился, знаешь, как бы я на скрипке играл!" Не понимают, что репетиции - это гораздо труднее, чем учиться в школе...

Просто так надо

- Вы от музыки отдыхаете когда-нибудь?

Алла: - Это невозможно. Стоит пропустить один день, потом неделю наверстывать будешь.

- Так во имя чего же всего это?

Алла: - Ради светлого будущего, разумеется. Я не знаю, чем бы я могла заниматься, кроме музыки. Ну, быть может, могла бы стать актрисой. Раньше я занималась балетом, потом бросила, теперь увлеклась бальными танцами. Придешь домой после танцев, руки-ноги болят, и за скрипку... Так надо.

- Лия, а если бы вот тебе запретили ходить в музыкальную школу и вывезли из дома фортепиано, ты бы чем занялась тогда?

Лия: - Ну, даже и не знаю... Нет, знаю: купила бы себе новое фортепиано!

Алла и Лия Селивановы - родные сестры. Старшей, Алле, четырнадцать лет. В десять она впервые приняла участие в городском конкурсе "Юный скрипач", где заняла третье место. В 2002 году в этом же конкурсе заняла второе место, в 2003-м - первое. В этом году в конкурсе "Юный скрипач", проводимом отделом культуры администрации Владивостока, Алла стала лауреатом, завоевав "Гран-при". Впрочем, этим ее победы не исчерпываются. В 2002-м и 2004-м годах она заняла второе место в региональном конкурсе юных скрипачей. Принимала участие в Международном фестивале "Водная симфония", в Международном фестивале военных оркестров мира и в обоих случаях солировала с оркестром. Обладательница стипендии главы города Юрия Копылова.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх