67,68 ↑ 100 JPY
11,47 ↑ 10 CNY
73,70 ↓ USD
65,30 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 3 м/c
19 мая
Среда

Общество

Искусство принадлежит "народникам"

Баян традиционно относится к группе народных инструментов. И баянистов чаще ассоциируют с объявлениями типа: "Играю на свадьбах и юбилеях", нежели с международными конкурсами и академическими концертами. Баянист Александр Кириллович Капитан всю свою жизнь доказывает, что это не так. Просто "золотой век" баяна ещё не настал

Каждый инструмент имеет свой пик популярности. Для органа, к примеру, это была эпоха барокко, для скрипки - классицизм, для фортепиано - романтизм, а "век баяна" еще не настал. Слишком молодой инструмент - чуть больше ста лет всего прошло, с тех пор как заиграл первый настоящий баян, который до сих пор определяется как "вид хроматической гармони".

Чьи же корни у нашей гармони?

Отчасти китайские. Еще их древние мудрецы играли на шэнах - эдаких бамбуковых губных гармошках. Шэн состоял из корпуса с прикрепленными к нему трубочками. Пустые внутри бамбуковые палочки имели круглые боковые отверстия, а внизу - металлические пластины с вырезанными язычками.

Другим прародителем современного баяна был "портативный" орган бродячего органного мастера Франтишека Киршника (он был чех). Его инструмент устанавливался на стол, и играли, как на маленьком пианино, а меха растягивал подручный, как у органиста. Когда Екатерина Вторая позвала "зарубежных специалистов" на работу в Россию, Киршник явился к русскому двору ремонтировать органы и клавикорды, которых в модном Санкт-Петербурге хватало. Именно Киршник открыл миру способ извлечения звука, технически описываемый как "колеблющийся внутри планки свободно проскакивающий язычок".

Органчик быстро стал популярным в питерских салонах, где на нем музицировали нарядные графини, оттуда он начал путешествие по Европе. А там уже идею стали активно эксплуатировать местные мастера, и образовалось целое семейство: оркестрионы, фисгармонии, концертины, гудящие флюгеры - эоловы арфы и губная гармоника, которую придумал в 1821 году немецкий музыкальный мастер Христиан Бушман. Он же изобрел "ручную эолину", в которой мех для подачи воздуха был размещен между двумя клавиатурами. Такой инструмент надо было держать в руках.

Немецкую "эолину" летом 1830 года привезли на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Тульский оружейный мастер Иван Сизов влюбился в неизвестный инструмент и купил его у немца аж за 40 рублей - целое состояние по тем временам. Так что "патент", можно сказать, был по-честному оплачен. Дома братья-оружейники разобрали приобретение на запчасти, обнаружили, что ничего сложного в нем нет, и решили отныне мастерить не ружья, а музыкальные инструменты. Вскоре Сизовы открыли массовое производство гармоники-эолины, которую по-русски ласково именовали "гармошка" или "гармонь". Успех был колоссальным - в 1848 году они продавали по 10 гармоник в день! Так гармонь стала русским народным инструментом.

Баян - чисто наш

В 1907 году первый баян изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова. А немцы стали делать аккордеоны.

Наступает век баяна

Веком баяна будет нынешний, двадцать первый, считает заслуженный артист РФ, профессор Дальневосточной академии искусств Александр Капитан. Сегодня во всем мире и сам баян, и музыка для него вызывают очень большой интерес. Особенно в камерном музицировании с разными инструментами. Перспективными считаются сочетания - баян плюс виолончель, баян плюс скрипка, баян плюс духовые и уже ставшее привычным баян плюс фортепиано.

Современный концертный баян может озвучить любой величины зал и воспроизвести любой репертуар. Однако довольно долго серьезные композиторы специальной музыки для него не писали. Тот же Альфред Шнитке, будучи аккордеонистом, для баяна не писал - считал, что у этого инструмента нет "своего лица", что баян просто имитирует звуки других инструментов.

В качестве инструмента для камерной музыки баян был признан только в начале 1980-х годов прошлого века, когда увидело свет сочинение Софьи Губайдулиной "7 слов Иисуса Христа перед распятием", написанное специально для баяна. "Оказывается, это чудовище умеет дышать",- сказала она однажды о своем баяне. Александр Капитан свой инструмент "чудовищем" не назовет, скорее лучшим другом, товарищем, кормильцем. Или скажет уважительно: "Инструмент".

Мой бог - "Юпитер"

- Впервые я взял в руки баян в 8 лет, - рассказывает Александр Капитан - Папа мне его купил, потому что соседу Алешке купили, и мне, естественно, тоже очень захотелось. Я его поставил к себе на колени, большой, тяжелый, взял наугад два аккорда, вот таких примерно (Александр Кириллович нажимает одной рукой несколько кнопок, баян в ответ ласково басит). И мне сразу очень понравилось. Потом, правда, разонравилось, когда надо было в музыкальной школе учиться, а я хотел в футбол играть. Неплохо, кстати, играл. Поэтому музыкальную школу я окончил средне. Но, когда встал вопрос, куда пойти учиться, я все-таки выбрал музыкальное училище - там же ни физики, ни химии. А о чем еще в 14 лет думают? Настоящая любовь к инструменту пришла на втором курсе, когда к нам приехал знаменитый баянист Фридрих Липс. Я послушал его, а у него был настоящий концертный "Юпитер", которых мы тогда еще в глаза не видели, и у меня как будто глаза открылись, вернее, уши. Потом я у него аспирантуру окончил...

С третьего курса института искусств Александр Капитан уже стал ездить на всевозможные конкурсы, где выступал весьма успешно. Первый в жизни конкурс, как водится, самый важный - всесоюзный, отборочный, во Львове, откуда победители отправляются на самый главный конкурс баянистов в немецкий город Клингенталь.

А после окончания института пошел... служить в пограничные войска. Сначала в оркестре, потом с собакой и автоматом, после - опять в оркестре. А уже после службы - в Москву, в аспирантуру при Гнесинском институте (ныне Академия музыки им. Гнесиных), в класс Фридриха Липса.

Первая настоящая победа пришла к нему в 1990 году в Бишкеке на Всесоюзном конкурсе имени Паницкого. Первую премию он тогда поделил с баянистом Саидом Абдуловым. Потом были многие победы и признание. В 1997 году Капитан, выступавший в составе трио в городе Бишвиллере, во Франции, получил гран-при, а в Клигентале они вместе с "Русским трио" стали лауреатами в 2002-м. Да много чего было: концерты, звание, работа. Очень много работы и постоянного творческого поиска, потому что настоящий высокий профессионал никогда не стоит на месте. Последний CD Александра Капитана вышел совсем недавно - баян с оркестром, с разными ансамблями, звучит музыка Шнитке (для баяна ее Капитан перекладывал сам), Пьяццоллы, Губайдулиной, Зубицкого - профессионалы оценивают эту работу как "большой успех выдающегося исполнителя".

Исполнитель и педагог

- Это очень важно для ученика - знать, что твой педагог - концертирующий исполнитель. Это, кстати, не так уж и часто встречается, - поддерживает нашу беседу заслуженный артист РФ, директор первой музыкальной школы Сергей Иванович Арбуз, старый друг и коллега Капитана по знаменитому "Русскому трио", - а Александр Кириллович сочетает и то и другое и воспитывает лауреатов. Татьяна Киселева, Евгений Архипов, Саша Бредихин, Николай Пикутский, Татьяна Буданова - такие ученики, которыми можно смело гордиться. Он, Александр Кириллович, - человек, беззаветно преданный своему делу, и несет этот крест с мужеством, достойным восхищения. Пафосно? Так это чистая правда!

Международный конкурс баянистов и аккордеонистов в Клингентале - самое престижное мировое состязание исполнителей на этих инструментах - проводится в городе, известном прославленной фабрикой аккордеонов Weltmeister. Конкурс проходит ежегодно по трем возрастным категориям: для исполнителей 12-15, 15-18 и старше 18 лет. Программа состоит из трех разделов и включает прелюдию и фугу из "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха (I тур), 30-минутная программа соло по выбору участника (II тур) и концерт Дж. Уэбба для баяна с оркестром (III тур). В финале конкурсанты выступают в сопровождении симфонического оркестра города Цвиккау.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх