65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Подводная лодка в степях Украины

Театр ТОФ в своей новой премьере "SOS" рассказывает о событиях, происшедших три года назад на подводной лодке "Курск"

Писать об этом спектакле тяжело. Хотя прошло уже больше трех лет, не утихла еще боль (а в некоторых сердцах не утихнет никогда) после событий, разыгравшихся в августе 2000 года на Северном флоте России. Этот спектакль - о трагедии, которую переживала вся страна, узнав о гибели подводной лодки "Курск".

Сделано во Владивостоке

Как ни странно, но спектакль "SOS" Театра ТОФ почти полностью сделан на местном материале. К событиям на самом "Курске" ее действие, вообще-то, не имеет никакого отношения, зато ее герои когда-то жили рядом с нами, а сама пьеса, хотя и написана далеко от Владивостока, но мы с полным правом можем назвать ее автора НАШИМ человеком.

Пьесу "Подводная лодка в степях Украины" Юрий Юрченко написал в 2001 году по горячим следам после аварии "Курска". В 2002 году в Москве он встретился с главным режиссером Театра ТОФ Андреем Бажиным и предложил ее для постановки. Премьера спектакля состоялась в эту пятницу, 13 февраля, ровно три с половиной года спустя после трагических событий 12-13 августа 2000 года.

Сюжет

Молодой столичный журналист Геннадий Рогов (актер Александр Карпов) приезжает в Киев, чтобы написать о том, как там живется русскому театру. В этот момент происходит авария на "Курске", и Рогов мечется в панике - все его коллеги уже в Мурманске, а он застрял в степях Украины. Но тут ему "повезло". Оказывается, ведущая актриса театра Алла (Юлиана Белаш) - жена подводника с "Курска", тут же бегает их дочь Катя (Наталья Войник), да еще приезжает мать моряка - Татьяна Ивановна (Наталья Парфененкова). Журналюга вне себя от радости, еще бы - наклевывается блестящий репортаж. И он начинает работать, бесцеремонно вмешиваясь в личную жизнь людей и не щадя их чувств, - поскольку они представляют для него лишь профессиональный интерес.

Драма, сатира или трагедия?

Жанр спектакля авторы определили как драма, хотя по накалу страстей и трагическому финалу это, несомненно, трагедия. Кроме того, весь спектакль - довольно едкая сатира на средства массовой информации, его главный герой, журналист Рогов отвратителен и смешон, а в финале к нему присоединяются коллеги-телевизионщики, превращающие квартиру семьи подводника в съемочный павильон. Похоже, что они снимают сериал, где присутствуют дочь, мать и бабушка "как символ трех поколений" и на задний план ставят старого подводника как "символ преемственности традиций".

Здесь автор, по нашему мнению, перегнул палку, населяя пьесу циничными журналюгами, играющих роли исключительно отрицательных героев. Такой взгляд на СМИ в случае с "Курском" (в отличие, скажем, от событий вокруг "Норд-Оста") представляется излишне критичным. Ведь именно наличие свободных масс-медиа позволило в те дни узнать если не всю, то большую часть правды, которую пытались скрыть от нас правительство и высшие чины ВМФ. Отсутствие же в образе Рогова даже намека на человеческие чувства, на наш взгляд, обедняет спектакль, а то, что он приударяет одновременно за матерью и дочерью, вообще делает его пародией на Хлестакова.

Слишком резкие краски в изображении главного героя - не единственный минус пьесы. Чересчур пафосным, на наш взгляд, представляется финал. Монолог Аллы с лейтмотивом "давайте любить друг друга, пока мы живы" - слишком банален, а учитывая то, что она никогда не любила мужа (это подчеркивается на всем протяжении спектакля), - звучит неискренне. Слезу у зрителя в финале, конечно, пробивает, но катарсиса, увы, не получается.

По ком звучит SOS

Тем не менее попытку Театра ТОФ поставить актуальную пьесу нельзя назвать неудачной. Во-первых, эта щемящая тема впервые звучит со сцены, и наш флотский театр можно похвалить за смелость. Во-вторых, в спектакле есть удачные образы и прекрасно сыгранные роли. Это относится к самому, наверное, живому персонажу - Кате в исполнении Натальи Войник, а также к жизненному и узнаваемому "соседу Лехе" в исполнении Максима Клушина. Здесь есть все, что мы ценим в театральном искусстве: и динамика в развитии образов, и яркие характеры, и великолепная игра актеров.

Тем же, кто сомневается, идти смотреть "SOS" или не идти, однозначно рекомендуем: смотреть. Потому что этот спектакль не о подводниках и не о журналистах - он обо всех нас. О нашей боли, разочарованиях и надежде, которая, как известно, умирает последней. А точнее, не умирает никогда...

Автор пьесы Юрий Юрченко родом с Дальнего Востока. В середине 1970-х годов учился в Дальневосточном институте искусств на актерском отделении, но ушел с 4 курса. По словам его однокурсников, очень интересовался литературой (его домашняя библиотека была богаче, чем институтская), сам писал стихи и пьесы. Песни на стихи Юрченко до сих пор звучат со сцены театра им. Горького в мюзикле "Мафиози". В 1980-е годы Юрий окончил литературный институт в Тбилиси, куда переехал к родственникам, а во времена перестройки перебрался во Францию. Сейчас живет в Париже, женат на французской актрисе. Драматург, поэт, автор нескольких книг.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх