67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 2 м/c
17 мая
Понедельник

Общество

Членовоз и членовозик

Во владивостокском Музее автомотостарины теперь можно полюбоваться на самый большой и самый маленький советские легковые автомобили

В экспозиции Музея автомотостарины появились два новых редких экспоната - самый большой советский легковой автомобиль ГАЗ-14 "Чайка" и самый маленький - мотоколяска СЗА-3а, или, как ее чаще называют, инвалидка". Оба автомобиля - уникальные в своем роде...

ГАЗ-14 "Чайка", СССР, 1977.

Технические характеристики:

  • Длина - 6,3 метра
  • Скорость - 175 км/ч
  • Мощность - 220 л.с.
  • Двигатель - 8-цилиндровый, рабочий объем - 5526 куб. см.
  • Количество мест - 7

"Чайка", появившаяся в экспозиции музея, в свое время возила членов ЦК КПСС. В документах автомобиля указано, что с 1977-й по 1989 годы он находился на балансе аппарата ЦК. Затем Горбачев стал бороться с привилегиями для высших чиновников, и машину отправили во Владивосток, сначала в гараж штаба ТОФ, затем - в администрацию края. В 1990-е его выкупила коммерческая структура, руководители которой немного покатались, а затем "Чайка" сломалась. Уникальный автомобиль бросили, и он гнил под забором, пока его не заприметили сотрудники Музея автомотостарины. Теперь "Чайка" отреставрирована и выставлена в экспозиции музея. Интересно, что точно такой же ГАЗ-14 под номером 1 находился в личном гараже Брежнева (подарок от соратников на 70-летие).

Инвалидная коляска СЗА-С-3а не менее любопытный экспонат. Концептуально это была очень прогрессивная конструкция - первый советский автомобиль с ручной коробкой, независимой подвеской всех колес и задним расположением двигателя.

СЗА-3А, СССР, 1958

  • Длина - 2,6 метра
  • Скорость - 60 км/ч
  • Мощность - 10 л.с.
  • Объем двигателя 367 куб.см.
  • Количество мест - 2

В музей попала редкая модификация СЗА-3 - кабриолет. Именно такая мотоколяска-кабриолет "снималась" в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и в "Кавказской пленнице" Но экспонат, попавший в музей, имеет свою историю. Ее владелец лет 15 назад просто закопал автомобиль в землю, чтобы спрятать его от посторонних завистливых глаз. Закопал - и забыл, потому что купил себе новый аппарат, посолиднее. А недавно он попытался продать эту свою новую коляску, но музею она была не нужна. "Вот если бы у вас была старая...", - сказал директор музея Николай Шульжицкий. "А у меня есть!" - вспомнил хозяин, - я ее закопал!" "Где?!" "Пойдемте, покажу..." И действительно, еле живую "инвалидку" выкопали из-под кучи мусора. "Пришлось реанимировать, - говорит Шульжицкий, - теперь как новенькая".

В ближайшее время в Музее автомотостарины состоится презентация еще одной новой экспозиции - советских мотороллеров. Всего в СССР было выпущено три модели. Все их разыскали и отреставрировали сотрудники музея.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх