65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Петр Колбасин умеет ждать

Этому режиссера МХАТа, больше известного по эпизодическим ролям в кино, научил великий Марчелло Мастрояни

Однажды вечером в редакции "Н" раздался телефонный звонок, и бархатный мужской голос произнес: "Здравствуйте, я кинорежиссер Петр Колбасин. Помогите мне, пожалуйста, найти... - и называет имя одного известного во Владивостоке культуртрегера. - А то я звоню ему по старому телефону, а мне говорят: такого номера не существует". К счастью, телефон нужного человека быстро нашелся, и режиссер Колбасин долго меня благодарил. Тогда я и закинул удочку: "Петр Николаевич, а вы надолго к нам? Можно ли с вами поговорить?" Он тут же согласился: "Приезжайте хоть сейчас". Было поздно, но я поехал. Журналистская интуиция не подвела: рассказанное моим собеседником превзошло все ожидания.

- Петр Николаевич, как вы, коренной москвич, оказались в северных краях, да еще в Якутии?

- После окончания МХАТа я сначала работал в театре, затем на "Мосфильме", много снимался - просто приглашали, но в основном на эпизодические роли. Все-таки я режиссер. Стал работать в театре. В 1985 году я поехал в Якутск ставить спектакль. Поехал на три месяца, а остался на всю жизнь. Как это получилось? Меня пленила суровая красота этих мест, а особенно люди, которых я встретил. Необыкновенной силы и красоты характеры. Да и сами якуты - очень интересный народ. Вы не представляете, какие у них талантливые дети - с незамутненным сознанием, природным чутьем и задатками гениев. Они впитывают знания как губки - это что-то невероятное. Вот вы сколько иностранных языков знаете?

- Ну один. И тот со словарем...

- А маленькие якуты изучают по несколько языков сразу - и для них это как семечки. Память - великолепная и способности языковые очень хорошие. Люблю ездить в гости к ним. Первый раз, когда приехал в якутский улус, был поражен традициями. Дома не запираются, если хозяева дома - в снег воткнута палочка: заходи. Если нет - палочка лежит: все равно заходи, будь как дома. Очень гостеприимные, добрые, отзывчивые люди. И еще там кинематографическая целина. Было интересно работать, создавать свою киностудию. Теперь там уже целая плеяда моих учеников работает. Недавно сняли первый художественный фильм, детектив "Черная маска". Уровень, конечно, еще не высок, но лиха беда начало...

- И все-таки Москва есть Москва. Как вы решились ее оставить?

- Не знаю. В этой истории есть один мистический момент. В 1960-е годы я снимался в фильме Георгия Калатозова "Сибирский дед". Играл Павла Постышева (кстати, это было первое появление этого исторического персонажа на экране после того как он был репрессирован в 1937-м). Так вот, когда я появляюсь на экране, меня представляют так: "Это наш человек из Якутска". И спрашивают: "Какие новости в Якутске?" По фильму действие происходит в Сибири, на реке Лене, а мы снимали в другом месте. Я спрашиваю Калатозова: "Почему мы Лену снимаем на Волге?" А он мне отвечает совершенно серьезно, пристально глядя в глаза: "Так там же морозы по 50 градусов. Вот будешь там жить, сам узнаешь!" Потом Калатозов умер, а я оказался в Якутии. Почему он так сказал, до сих пор не понимаю, но взгляд его помню всю жизнь. Знаете, у великих режиссеров, как у великих поэтов и писателей, бывают странные прозрения и пророчества.

- Вот вы работали и дружили с Анатолием Солоницыным, Владиславом Дворжецким... Почему эти актеры так рано ушли из жизни?

- Эффект Высоцкого: слишком щедро раздавали себя, тратили душевные и физические силы. О Солоницыне говорить не буду, а вот с Дворжецким мы очень близко дружили. Влад приехал покорять Москву. Покорять. Но его здесь не ждали. Даже на роль Хлудова в "Беге" не хотели брать. Он болтался по Москве, как неприкаянный, и я поселил его у себя в общаге. Ему было все равно - бытовые мелочи его не интересовали. Помню, я все время заставлял его надеть тапочки, а он кричал: "Да отстань ты от меня со своими тапочками! Я - артист!" Потом Алов с Наумовым поняли, что лучшего Хлудова они не найдут, - и понеслось. Дальше был "Солярис", другие фильмы. Он много ездил по стране, выступал с концертами, ни минуты свободного времени. Он очень хотел получить квартиру в Москве. И наконец получил. Мы приехали туда: отличная двухкомнатная квартира, пустая. Он походил, походил и кричит: "Я понял, сюда нужен стол, круглый стол!" И мы поехали покупать стол. Разве я думал, что на этот стол буду ставить гроб с телом своего друга Влада Дворжецкого - гениального русского актера...

- Петр Николаевич, вы родились и выросли на Таганке, так, значит, и Высоцкого знали?

- Не люблю я об этом рассказывать. Ну знал, даже водку пил, но что тут рассказывать? Не хочу. Я однажды на судне одном перед моряками выступал, мне тот же вопрос задали. Я отвечаю: ну да, видел, говорил. Так сразу тишина повисла. Кто-то говорит: "Ну все, он Высоцкого видел..." Больше ничего не спрашивали, так и молчали.

- Хорошо, расскажите о своей работе. Вы же снимаете сейчас на "Мосфильме" фильм о Сергее Есенине...

- Да, уже два года. У нас народный фильм, как "Любить по-русски" Евгения Матвеева. Деньги народ дает да продюсер собирает. Находим средства - снимаем, нет - стоим. Возможно, попадем в Книгу рекордов Гиннесса, потому что сняли только несколько начальных сцен. Есенина, кстати, играет молодой актер МХАТа Дима Муляр - он очень похож на поэта, главное, чтобы не состарился, пока мы фильм снимем.

- Какие свои роли в кино вы вспоминаете чаще всего?

- Самой удивительной была работа в фильме Витторио Де Сико "Подсолнухи", где я играл с Марчелло Мастроянни. Может, потому, что это был мой единственный опыт работы с зарубежными кинематографистами, но обстановка на съемках, а снимали мы в Твери, была замечательной. Мастроянни там играет итальянского солдата, попавшего на Восточный фронт во время Второй мировой войны. После съемок мы много общались, и он меня в шутку по-дружески назвал Петруччио Колбасини. В нем вообще бездна юмора. Кстати, этот великий актер научил меня главному в кино.

- И что же это?

- Марчелло сказал: "Главное в кино - это уметь ждать". Я был поражен: это говорил один из самых востребованных актеров мирового кино. На самом деле у всех, даже у звезд, бывают простои, и это действительно очень тяжело, но нужно держаться. И ждать...

Петр Колбасин, актер кино и режиссер. Родился в Москве, на Таганке, в 1943 году. Окончил школу-студию МХАТ, работал в театре. Его педагогом был Олег Ефремов. Учился и дружил со звездами советского кино Владиславом Дворжецким и Анатолием Солоницыным. Работал в театре и кино с Романом Виктюком, Михаилом Ульяновым, Олегом Борисовым, Еленой Кореневой, Светланой Крючковой. Снимался в фильмах Вадима Абдрашитова, Марлена Хуциева и Георгия Калатозова. Член Союза кинематографистов РФ. С 1985 года живет в Якутии. Создатель киностудии "Саха-фильм".
Избранная фильмография актера Петра Колбасина: "Сибирский дед" (1966), "Остановился поезд" (1982), "Такая жестокая игра - хоккей" (1983), "Подсолнухи" (Италия-Россия, 1988) и другие (всего около двух десятков фильмов). Как режиссер Колбасин снимает в основном документальное кино. В 1998 году на фестивале "Человек и море" во Владивостоке его фильм "Жатай" получил Гран-при. Сейчас на "Мосфильме" снимает художественную кинокартину "Сергей Есенин" о последних годах жизни поэта.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх