66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 2 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Давай, Журден, давай!

Классика может быть не только вечной, но и весьма актуальной. Доказано театром ТОФ

В XVII веке Мольер написал пьесу "Мещанин во дворянстве". В XX-м Булгаков интерпретировал ее и написал пьесу "Полоумный Журден". В XXI-м режиссер Театра ТОФ Станислав Мальцев соединил обе пьесы и поставил спектакль "Страсти по Журдену". Соединение классики и современности, старинного сюжета и его актуального прочтения, связь времен и эпох - вот главное, что привлекает в спектакле.

Итак, главный герой - это французский нувориш Журден (в исполнении Максима Клушина он выглядит исключительно по-новорусски: коренастый, короткостриженный, энергичный) разбогател настолько, что хочет стать дворянином, т.е. приблизиться к высшему обществу. Состояние кошелька позволяет Журдену культурно проводить досуг: он нанимает учителей танцев, пения и фехтования, приударяет за маркизой, но главное - категорически отказывается отдать дочь Люсиль (Александра Пряха) замуж за ровню - такого же, как и он, богатого буржуа Клеонта (Сергей Гончаров). "Только за дворянина!" И начинается...

Комедия получилась красочной и яркой. Сценография выдержана в стиле барокко, аналогично решен визуальный ряд. Роскошные костюмы и эффектные декорации дополняют впечатление праздника, идущее от спектакля. Понравилось, что, несмотря на современные штучки, в конечном счете, мы увидели подлинный классический спектакль, чего давно ждали от театра, позиционирующего себя как молодежный. Что ж, молодость быстро проходит, а классика - вечна.

Вот что говорит о спектакле режиссер Станислав Мальцев: - Зачем сегодня ставить Мольера? Классика тем и современна, что на каждом витке истории высвечивает тему в качественно новом свете. В этой пьесе исследуется такое качество человека, как тщеславие. "Страсти по Журдену" - пьеса о новом французе. У людей, которые накопили определенное количество денег, возникает вопрос: что дальше? Сами по себе деньги не имеют смысла, и главный вопрос, на который герои ищут ответ, - способен ли человек подняться на новый уровень.

Сразу скажем, что в финале дается однозначный ответ на этот вопрос - бьющийся о сцену, как рыба об лед, в порыве освоить танцевальное па безумный Журден говорит нам о тщетности попыток мещанина стать дворянином (а нового русского - интеллигентом). В этом, по моему мнению, минус спектакля. В жизни не все так однозначно. И Журдены постепенно становятся если не Мольерами, то Ротшильдами, что не так плохо.

Поэтому финал грешит пессимизмом. У Мольера этого нет, у Булгакова тоже. Да и не верю я, что Журден не может освоить простейшее танцевальное па. Когда он падает в 10-й раз, становится уже не смешно. Смотришь на эти искренние усилия стремящегося к высокому человека и начинаешь болеть за него: ну давай, Журден, давай! И Журден дает, я верю в него. Когда-нибудь у него все получится...

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх