65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+21° ветер 7 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Проза баловства не любит

"Литература должна вернуться к реализму и описывать жизнь такой, какая она есть на самом деле", - уверена поэтесса и новеллистка Юлия Шадрина, и свою главную задачу видит в том, чтобы дать читателям надежду и желание жить

Сегодня в Пушкинском театре состоится вечер, посвященный 70-летию журнала "Дальний Восток" и 54-летию дальневосточного отделения Союза писателей. На этом вечере Юрий Копылов наградит победителей Городской литературной премии, на которую номинировались студенты, молодые писатели Владивостока и зрелые мастера слова - члены Союза писателей. Среди победителей - 27-летняя Юлия Шадрина. Молодая поэтесса впервые получит награду. Причем за прозу. В номинации "проза" новеллы Юлии были признаны лучшими среди произведений молодых писателей.

- Юля, как давно ты стала писать прозу? О чем она?

- Прозу я начала писать лет пять назад. Думала, что это баловство, да и только. Всегда считала себя поэтессой. Помню, разродившись своим первым прозаическим произведением "Трактат о бабочках", показала его Саше Лобычеву, который руководил литературным объединением "Строка" в Союзе писателей. "Все это напоминает прозу эскимосской писательницы, воображающей себя постмодернисткой", - сказал он. Я коверкала там и грамматику, и стилистику, выделывалась, как могла. Шло время, я продолжала писать...

Впервые задумалась о прозе серьезно в 2000 году, когда узнала о конкурсе на независимую литературную премию "Дебют" с гонораром в две тысячи долларов. Я решила поучаствовать. Через некоторое время получила ответ: "Ваша проза была высоко оценена экспертами нашей премии и прошла во 2 тур состязаний наряду с 95 произведениями, выбранными из 30 тысяч представленных. Премию я так и не получила, но сам факт для меня послужил сигналом: я двигаюсь в правильном направлении! Моя проза - о женщинах, их радостях, проблемах, победах и неудачах...

- Почему ты выбираешь малую прозаическую форму?

- Это все лень-матушка! Шучу. Я стараюсь в минимальной форме сказать как можно больше. В этом и мастерство новеллиста, ведь новелла - один из самых сложных литературных жанров.

- А что сама любишь читать сама?

- Обычно я открываю книгу, и если после двух-трех страниц могу читать дальше, то читаю, если нет, как, к примеру, не могу есть манную кашу с зеленым луком, значит, мне это не нужно. А если с самого начала интересна тема, идея, стилистика, интригующий сюжет, да еще и язык "вкусный", могу забыться с книгой! Последнее время полюбилась мне Людмила Улицкая - "Казус Кукоцкого" так приятно было почитать! А вот Галина Щербакова навеяла женскую тоску. Проза у нее какая-то пессимистическая. Надежду не дает...

- А у тебя оптимистическая?

- Многие свои вещи я светлыми не назову, но все же стараюсь писать так, чтобы моя проза давала желание жить, а не вгоняла в тоску. Нашим людям и без того сложно видеть что-нибудь позитивное в жизни. Когда работаешь с утра до вечера, передышки себе не даешь, нервничаешь, то многих вещей не замечаешь! Кажется, нет ничего светлого! Я стараюсь останавливаться, чтобы заметить мир вокруг себя, а иначе жизнь сама остановит - ногу, к примеру, сломаешь... Недавно пришла на Орлиную сопку, коврик расстелила. Сижу, над очередным рассказом думаю. Смотрю на травку - сколько там муравьев, гусениц, букашек - богатейший мир на таком крошечном расстоянии от земли! Чуть выше - его уже нет. Вот чудо-то!

- Кстати, о работе с утра до вечера и зарабатывании денег... Как ты относишься к сложившемуся стереотипу, что поэт должен быть голодным и влачить нищее существование? Кто-то из "серолошадников" как-то сказал: "Мы поэты, откуда у нас деньги?!"

- Если так думать, их и не будет никогда! Я вам скажу больше: многие поэты почему-то уверены в том, что если у них появятся деньги, то не будет никакого творчества - можно зажраться! А поэт - он ведь святым духом питается! Дурь это все. Если писатель или тот же журналист зарабатывает тем, что он пишет, то работая все больше и больше, в какой-то момент человек чувствует, что исписался. А когда у него есть деньги, он может писать меньше, но качественнее. Другое дело, что не надо изматывать себя в погоне за деньгами. Всю работу не переделаешь, всех денег не заработаешь. Какой тогда смысл напрягаться?! Жить надо в удовольствие!

- Юля, говорят: поэтами не рождаются. Возможно ли научить человека писать стихи, рассказы?

- Конечно, но при условии, если он сам этого хочет. Я как раз думаю этим заняться, во мне есть учительская потребность передать свои знания тем, кто хочет писать. Сейчас я разрабатываю интернет-рассылку: что-то вроде обучающих курсов о литературе, где буду рассказывать, как написать ту же новеллу, пародию, легко облечь содержание в форму. Это будут конкретные пошаговые алгоритмы. Не буду раскрывать все секреты, но скажу, что такого в интернете еще не было.

Наталья Суняшева

Поделиться:

Наверх