65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+19° ветер 0 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

Все в парк!

Православные, студенты, нищие, коллекционеры и прочие отдыхающие ежедневно прожигают свою карму именно здесь

Если и есть во Владивостоке по-настоящему культовые места, то одно из них, безусловно, - Покровский парк. Невзирая на сложную историю и извилистые, порой трагические, перипетии, связанные с дележкой парковой территории между светскими и церковными властями, он обречен навсегда остаться одним из любимейших мест отдыха владивостокцев. Красиво там потому что. Да и вообще, не так уж много в нашем городе столь романтично-интимных оазисов...

Состояние благочиния

Насколько это вообще нравственно - веселиться на кладбище, вопрос отдельный и обстоятельный. Но иногда весьма любопытно бывает понаблюдать за реакцией людей приезжих или просто непосвященных, следующей за словами: "А вот мы сейчас на чьей-нибудь могиле пиво пьем..." Люди не верят, пугаются, просят объяснить - как же так случилось. Легко. Просто пришла красная власть и отменила все православные святыни, а вместе с ними - и кладбища. На территории Покровской церкви решили воздвигнуть парк для народных гуляний. Кладбище закрыли в 1923 году, церковь взорвали в 1935-м, могилы закатали асфальтом и перезахоронений не совершали. Все, кто лежал на кладбище тогда, - и ныне там. На месте, где был фундамент взорванной церкви, установили памятник Ильичу (автор проекта - С. Д. Меркулов)... Так церкви превращаются в овощехранилища, кладбища - в танцплощадки. Так проходит земная слава...

История повторяется

У многих горожан, наверное, хватает ярких воспоминаний, связанных с Покровским парком. Раньше, в советские времена, он именовался просто городским и являл собой скромный - из-за размеров - образчик так называемых ЦПКиО - центральных парков культуры и отдыха. За культуру ручаться не будем, но отдохнуть там можно было вполне. В тенистых аллеях стояли типовые парковые скамейки, несмотря на массивность казавшиеся уютными, на полянках были устроены несколько малышовых качелей-каруселей. Центровыми, привлекавшими и вполне взрослых личностей, были, конечно же, два аттракциона: "Орбита" и "Вихрь". Небольшие розовые кабинки на четырех человек на цепях, крутившиеся во все стороны, и одноместные сиденья, тоже на цепях, в кружении поднимавшие нас над землей, считались этаким "развлеченческим" гвоздем парка. Где, как не на них, можно было задать своим нервам такую проверку на прочность, что впечатлений хватало и на следующий день?

А гигантское (так мне казалось в детстве) "чертово колесо", впоследствии "укатившееся" в Минный городок, да и сгинувшее там без следа? Как здорово было обозревать с него окрестности и вопить от восторга: "Вон, вон там, видишь, бабушкин дом!" А знаменитая танцплощадка, больше всего предававшаяся анафеме? Как будто качаться на качелях и ржать до колик в животе в комнате смеха, устроенных на костях предков, менее безнравственно, чем там же танцевать...

Потом пришли иные времена, и реабилитированная церковь истребовала свое. Лет десять назад с детскими радостями и дискотечными ритмами в городском парке было покончено.

И всяк сюда стремится

Впрочем, с появлением часовни, а потом и храма на территории парка, его светская жизнь вовсе не угасла. Напротив, активизировалась. Осенние дубовые аллеи по-прежнему не пустуют. Почти как в детстве - ходишь, желуди собираешь, дома человечков лепишь. Каждый, совершая по парку променад, имеет возможность наткнуться под любым кустом или на толкиенистов (которые здесь иногда обитают), или на влюбленных (которые обитают здесь круглый год), или на нацистов-рнешников (которые считают, что место встречи изменить нельзя). Как в ковчеге, ей-богу, всякой твари по паре...

А студенты ДВГУ - те с давних лет облюбовали этот парк для себя. Здесь прогуливают пары, нервничают перед экзаменами, отмечают праздники, знакомятся, просто болтают... "Пошли в парк, пиво пить!" - это как пароль, на который может быть только один отзыв. Вот и начало наших занятий прошло именно здесь - в уютной компании старых друзей, новых первокурсников и четырех блоков "Жигулевского" пива. А как иначе? В парке принято гулять с размахом.

По выходным здесь собираются разномастные плюшкины-коллекционеры, меняются чем угодно - от спичечных этикеток до старинных монет столетней давности. Играют в шахматы, нарды, устраивают какие-то свои местные чемпионаты, выигрывают деньги - тем и живут. Жизнь не останавливается ни на секунду. Здесь бродят колоритные нищие - с бородами и тростями а-ля Лев Толстой (только лаптей не хватает), религиозные фанатички обливают всех желающих (а также нежелающих) святой (для некоторых - весьма подозрительной) водой, ушлые торговцы продают хот-доги, а через дорогу торгуют иконами, таинственные личности проводят по ночам колдовские обряды (кладбище, как ни крути, место силы). В парке - всегда интересно.

Это место завораживает. Здесь прозрачная осень, искрящееся лето, льдистая зима и самая лучшая звенящая весна. Поколения сменяют друг друга, власти делят территорию, архитектурные проекты и планы приходят друг другу на смену, а парк стоит. Сюда хочется возвращаться. А значит - все в парк!

Покровский парк - сохранившаяся часть некогда существовавшего на этом месте кладбища, где упокоились многие поколения горожан - от первого гражданского жителя Владивостока Якова Семенова до героев гражданской войны. Здесь покоится прах таких известных людей, как М. Г. Шевелев - основатель Дальневосточного морского пароходства, Н. В. Сологуб - редактор первой городской газеты, В. С. Шмаков - изыскатель и строитель железной дороги, М. К. Федоров - первый и бессменный на протяжении 25-ти лет городской голова, и т.д.
Покровская церковь, построенная в 1902 году около городского кладбища, была вторым приходским храмом Владивостока. Идею ее строительства впервые высказал священник Александр Муравьев в отчете о состоянии благочиния за 1897 год. Он обратился к епископу Камчатской епархии Евсевию с просьбой об отчислении "какой-либо суммы (три тысячи) из средств комитета по устройству церквей в Приморском крае" и о разрешении начала сбора пожертвований на возведение будущего храма. Постановлением городской Думы от сентября 1899 года под строительство храма в честь Покрова Божьей матери был отведен просимый участок.

Анатолий Филатов

Поделиться:

Наверх