65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 5 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Перемещающаяся во сне

Бывшая жительница Владивостока сняла ностальгический звуковой слайд-фильм о родном городе и покинула его навсегда

Что мы знаем о том, как снимается кино? Да, наверное, все. Актеры, сценаристы, режиссеры, операторы, монтажисты, звукорежиссеры, художники-постановщики, пленка 35 мм, 24 кадра в секунду... Но есть еще другое кино - слайд-фильмы. Это действительно иное кино. Его продолжительность можно моделировать, оно может быть долесекундным, а может быть вечным. Слайд - это репродукция, ксерокопия реалий и фантастики, случайные всплески и постановочные сальто, неожиданные выпады и обратная сторона негатива. Слайд - это не просто кусочек пленки. Это кусочек мироздания.

Мир в квадратуре кадра

В 2001 году Ксения Кияшко, наша бывшая землячка, а ныне студентка одного из питерских вузов, в паре со своим однокурсником Денисом Чабанко, в рамках проекта о городах "Перемещение во сне" сняла слайд-фильм "Владивосток", который был показан на дипандеграундном фестивале СКИФ (Фестиваль Им. Сергея Курехина). Ксению тогда заметили...

В 2002-м вместе с датчанами она снимала видеофильм про Кронштадт, который показывали по датскому телевидению. Фильм понравился ректору датской медиашколы, в которой стажировалась Ксения, после чего она была приглашена в Данию для совместной работы над фильмом уже про эту скандинавскую страну. Возвращаться когда-либо во Владивосток не планирует. Мотивирует сие просто: "Что я здесь делать буду? Здесь кино-то нет!" Ну да, вот так, собственно, и происходит обычно утечка талантов...

- Когда заканчивала училище, уже видела себя режиссером?

- Никем я себя не видела! Просто сорвалась и поехала в Москву (у меня брат там живет), во ВГИК поступать. Но мне не понравился мастер, который ведет операторский курс, - ему было лет под 90, и свой последний фильм он снял, когда мои родители даже не познакомились. А еще говорят, что там сильно зажимают, никакой свободы творчества нет. Поэтому я рванула в Питер. Пообщалась с мастером, с преподавателями и поступила бесплатно в Институт кино и телевидения. Ни капельки об этом не жалею. Хотя, откровенно говоря, этот институт - такая шарашка! Но за мной туда все бывшие однокурсники из 38-го училища потянулись - наслушались историй. У нас же в стране учиться киноискусству больше негде: Ленфильм, ВГИК, наш вуз и все... А вообще, сорваться и поехать куда глаза глядят - нормальное дело для меня. У меня кочевничество и притупленное чувство страха в крови. Я ведь единственная в семье родилась во Владивостоке, остальные все время мотаются по свету, постоянно переезжают. Сейчас, правда, осели во Владике...

- Мне кажется, слайды - это что-то немодное, советское, прошлое. Словно детские диафильмы...

- Совсем нет, даже не знаю, откуда у тебя такое предубеждение. Наоборот, слайды - это особая возможность показать мир по-другому. Они ограничивают движение, как фотографии. Но, с другой стороны, с помощью монтажа слайдов можно создавать иллюзию течения времени. По идее, слайд-фильм - это такая незакономерная вещь, это даже не кино, не индустрия. Это чистой воды эксперименты.

Загрызенная ежиками-убийцами

- Расскажи, как снимался фильм "Владивосток".

- Летом 2001 года я предложила поехать во Владивосток моему одногруппнику Денису Чабанко, который тогда уже состоял в "Новых основаниях". Мы здесь прожили месяца полтора и потихоньку, изо дня в день, снимали слайды. Причем в объектив попадали абсолютно разные места: пляжи под Находкой, пейзажи Русского острова, Рейнеке. Много снимали в самом городе: на вокзале, в клубе BSB, на китайском базаре на Спортивной. Кстати, нигде не было столько помех, как на Спортивке - китайцы нас отовсюду с криками гнали...

- У фильма изначально был сюжет?

- Конечно. Но получилось немного не то, чего я вначале хотела. Я тогда была еще молода (ах-ах-ах!), исполнена максимализма, оттого, наверное, мне хотелось настоящего твердого сюжета, хотелось сделать именно игровое кино, только без разговоров, без воды, одна суть, одни слайды, одни герои. Это была попытка срежиссировать какое-то действие. А так как формат всех проектов "Новых оснований" более абстрактен, пришлось монтировать в этих рамках. Для них картинка - самоцель. Мы с Денисом порезали пленки, принялись за монтаж, но тут пришел Стрелец, самый главный чувак в "Основаниях", и сказал, что мы делаем все совсем не так, "и вообще, идите-ка, ребятки, скушайте ЛСД и потом монтируйте, а то у вас какая-то скукотища получается". Ну, и в итоге сам все смонтировал. А ЛСД я не кушаю по причине тонкости психики... Забавно, для меня многие картинки ничем особо выдающимся, из ряда вон, не являлись. Для них же - наоборот. Например, морские ежи Денису показались устрашающими - так в фильме появилась часть "Нашествие ежиков-убийц". Вообще, слайдов было 400, в фильме осталось 250...

- Кто герои фильма?

- Все они - мои друзья и хорошие знакомые. Именами главных героев называются части - мини-серии фильма: Коля, Шиза, Наташа. Все играли самих себя. Ну, кроме меня, конечно, - я там в панамке и кедах была зверски загрызена колючими ежиками. Надеюсь, наш фильм не поспособствует их истреблению. А то теперь питерцы думают, что Японское море населено жуткими животными: метровые сельдевые акулы рядом не лежали с нашими ежами-убийцами. В принципе, все персонажи - это не герои, это люди, которые окружали меня каждый день. Жители Моего Владивостока.

- Слайдовый фильм - это на всю жизнь?

- Нет, конечно! На самом деле, я хочу заниматься игровым кино. Маленьким, очень маленьким, микроскопическим, рекламным роликом. Чем угодно. Что-нибудь режиссировать. Дайте мне срочно что-нибудь срежиссировать!

- Это на зависимость похоже...

- Угу, на алкоголизм... Лютая необходимость что-то делать. Причем реальность воспринимается уже совсем по-другому, мыслю теперь иначе. Страшно становится иногда... Но я еще очень мало сделала. На первом курсе нас же вообще к камере не подпускали, я только во втором семестре второго курса попыталась чего-нибудь снять. Надо просто, чтобы вся проделанная работа была ступенью, шансом, возможностью снять еще один фильм. Вот сейчас есть возможность снимать клипы для одной группы, она все клипы снимает в нашем институте - "Пилот" называется. У Киркорова можно подвязаться "фокусником" - фокус на лице самого Филиппа Бедросовича выставлять! Смешно, да? Но это тоже работа, шаг вперед...

Ксения Кияшко, 21 год, родилась во Владивостоке. В 2000-м закончила училище №38, дипломированный фотограф. Практику проходила в газете "Ежедневные новости". Никогда не забудет, как по заданию редакции снимала бездомных детей в подворотнях и подвалах. В том же году поехала поступать во ВГИК на операторский, но передумала. В итоге поступила в Санкт-Петербургский Институт кино и телевидения на факультет экранных искусств. Через два года получит диплом оператора-постановщика. С 2001-го имеет непосредственное отношение к владивостокской группе "Деликатесы": является автором идеи и исполнителем визуального ряда - слайдшоу, которое стало изюминкой любого выступления киберфольклорного трио.
Информация "Н" "Перемещение во сне" - аудио-визуальный слайд-перформанс. Проект художественной группы "Новые основания" (СПб, образована в 1997-м). Лидеры - Саша Стрелец и Женя Тюкин. Сфера деятельности: live art, фотография, коллаж, живопись, графика, объекты, инсталляции, организация и проведение независимых акций, выставок, фестивалей. Но, прежде всего, "Новые основания" - это ЖИВОЙ звуковой слайд-фильм - перформанс, мгновенно телепортирующий зрителя в разные точки и состояния. "Перемещение во сне" включает около 2000 слайдов, отснятых за последние 6 лет в разных городах, и состоит из 12 звуковых диафильмов продолжительностью по 15-20 минут. Кроме "Владивостока" в проект включены слайд-фильмы о Петербурге, Амстердаме, Берлине, Саратове, Северодвинске и т.д. При озвучивании фильмов использовались фрагменты музыкальных произведений групп различных стилей и направлений, а также записи живых звуков и собственные композиции. Специальная система показа слайдов с параллельным озвучиванием позволяет синхронизировать живое наслоение слайдов с живым сведением звука вручную, прямо на глазах у зрителя. "Перемещение во сне" совсем недавно с успехом прошло по московским и питерским клубам и вызвало большой интерес у зрителей и прессы. В конце сентября (предположительно, 27-го) главу про наш город, снятую Ксенией Кияшко, увидим и мы.

Надежда Бушуева

Поделиться:

Наверх