65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Июльский кинодождь

На XXI московском кинофестивале выпускник ВГИКа, кинокритик, преподавател ДВГТУ и ведущий замечательной кинопрограммы "Блистающий мир" на канале "ОТВ-Прим" ЮРИЙ СТРОЙКОВ хотел осуществить одну задумку - померяться ростом с Никитой Михалковым. Юрий (рост около 195 см) был уверен, что Михалков выше. Но оказалось, что нет - мастер ниже нашего Стройкова на полголовы. Но это не умалило в его глазах достоинств Никиты Сергеевича, и он две недели провел на его кинофестивале, посещая кинопоказы и делая выводы...

- Этот фестиваль действительно нужно было провести, - говорит Юрий Стройков. - Если бы на него не нашли денег и фильмов, мы бы навсегда лишились права проводить подобные фестивали, что было бы грустно. Более того, Госкино, президент сборища Никита Михалков, наше правительство и другие официальные лица приняли решение - с 2000 года фестиваль будет проводится ЕЖЕГОДНО.

- Первое место занял японский фильм "Жажда жизни". Он действительно того стоит?

- Это был явный лидер конкурсной программы фестиваля. Фильм Кането Шиндо - знаменитая "Легенда о Нарайяме" в новой фазе. Помните этот варварский японский обычай - уносить родителей умирать в горы? В некоторых диких деревнях он сохранился до сих пор. В общем, это фильм, безусловно, претендовал на большой приз и был отмечен даже трижды.

- Как отбирались картины на XXI фестиваль?

- Фестиваль - это очень серьезная работа. Главным отборщиком фестиваля был Кирилл Разлогов. Людей из его команды разослали в Китай, Латинскую Америку, Европу, чтобы отыскать фильмы, не засвеченные в прокате. Кстати, в этом году, впервые по крайней мере за последние десять лет, на конкурс представлялись ТОЛЬКО НОВЫЕ фильмы. Вы знаете про фестиваль в Карловых Варах, который проводится почти в то же время, что и наш, только каждый год? Это достаточно весомый в Европе фестиваль, но они позволили себе представить на конкурс засвеченный шведский фильм - самый скандальный за последнее время, я имею в виду Fucking Amal. Он даже и приз какой-то там получил... У нас же все фильмы были абсолютно оригинальные.

- Найти знаменитостей, которые согласятся почтить фестиваль своим присутствием, - проблема?

- Да, это сложно. Ну не ведутся они, как говорят в рекламных отделах. Всех звезд, приехавших на наш фестиваль в этом году, можно пересчитать по пальцам: Пьер Ришар, Ален Делон, Ванесса Редгрейв, Майкл Йорк, Клаус Мария Брандауэр...

- А кто собрал самую большую пресс-конференцию?

- Ален Делон. Все пресс-конференции проходили в манеже, и я на них был. Кстати сказать, Татьяна Батова из газеты "Владивосток" задала Алену Делону абсолютно бестактный вопрос: "Сколько же у вас детей на самом деле?" Делон был в полном недоумении и сказал так: "Извините, дама. Я отвечу вам официально - у меня трое официальных детей". Спрашивали его и о том, "пьет ли он одеколон", на что он рассмеялся и сказал, что песню "Наутилуса" прекрасно знает, друзья ему ее подарили, и она преспокойно лежит в его коллекции. Но больше всего вопросов ему задавали о взаимоотношениях с генералом Лебедем - все-таки мы очень политизированная страна. Это очень интересовало московских журналистов, потому как Ален Делон дал согласие где-то в конце августа отдохнуть в Красноярске, после чего, вполне возможно, будет поддерживать Лебедя на президентских выборах. Делон интересный человек, личность. Он из очень состоятельной семьи - его отец владел сетью кинотеатров. Но 18-летний красавец все бросил и пять лет отслужил в парашютно-десантных войсках в Индокитае. "С тех пор я очень люблю военных, - сказал он. - Я не стал генералом, но преклоняюсь перед ними". Так он объяснил свои симпатии к Лебедю...

- А кто из знаменитостей запомнился лично вам?

- Там была одна настоящая звезда, которую никто не заметил - все гонялись за Пьером Ришаром, за тем же Аленом Делоном. Я не знал, что ЭТОТ ЧЕЛОВЕК приехал, и, когда случайно увидел его, подумал, что сошел с ума. Думаю, некоторые люди в этом городе меня поймут. Но это был он - Ян Маккелин, потрясающий английский театральный актер, и, кстати, один из лидеров гей-движения. И его никто не заметил!

- Значит, фестиваль состоялся?

- Да, хотя многие предрекали ему неудачу. Хотя, конечно, все эти процедуры открытия-закрытия с марширующими солдатами и шарами выглядели помпезно и безвкусно, но самое главное было - фильмы. Причем очень хороша была внеконкурсная программа. Огромное впечатление на меня произвел казахский фильм "Фара". Вне конкурса можно отметить очень хорошую тайваньскую картину "Дыра" - этакий вариант нашего "Фонтана" Юрия Мамина. Любовная история: парень живет наверху, девушка - внизу, у них там все течет, проблемы с сантехникой, и на этой почве они знакомятся... Еще можно отметить фильм "Юха" культового финского режиссера Аки Каурисмяки - черно-белый и немой фильм 1999 года.

- А "Пола X" Каракса?

- Фильм Леоса Каракса был, наверное, лидером внеконкурсной программы. Его фильма поклонники ждали восемь лет - последнюю картину "Любовники с моста Понт-Неф" Каракс снял в 1991 году. В главных ролях у него потрясающая ПИТЕРСКАЯ актриса Екатерина Голубева и Гийом Депардье, сын Жерара Депардье. Причем мне даже казалось, что в каких-то моментах он папашку-то переигрывает... Обгрызенный прессой момент - Катрин Денев, играющая мать главного героя, в свои 54 года обнажает у Каракса не одну грудь, как писала "Комсомолка", а обе, и еще кое-что показывает. После бунюэлевской "Дневной красавицы" это впервые.

- Самое приятное впечатление от фестиваля?

- Фильм, которого я ждал. Я случайно попал на фестиваль картин стран Балтии и СНГ - и не пожалел. Причина радости - литовский фильм 1994 года "Коридор" режиссера Шаронаса Бартоса. Однозначно, если бы я узнал, что этот фильм продается где-нибудь на бухте Тихой или Змеинке, что для меня просто конец света, я бы поехал и купил. Он черно-белый, практически без звука, там играет та самая Екатерина Голубева, которая снялась в "Поле X" у Каракса. Кстати, именно в "Коридоре" он ее и заметил - случайно на Каннском фестивале проходил мимо просмотрового зала, и там шел какой-то фильм из СНГ. Он наблюдал Екатерину Голубеву всего 15 секунд и, проникнувшись "этими глазами", сказал себе: "Вот эту актрису я буду снимать".

"Коридор" - это очень серьезное арт-кино, не без влияния Тарковского, практически без звука, которое гипнотизирует, завораживает - такое практичсеки не снимают в последнее время. Нас разбодяживают массовыми фильмами - вот я "Цирюльника" посмотрел - ну просто обязан был. Совершенно другое кино... Чтобы вам было понятно - один кадр из "Коридора". В маленьком литовском дворике в Вильнюсе висит белье. Подходит мальчик, достает зажигалку и запаливает тряпки. Статичный кадр. Пока белье не сгорит, камера не перемещается. Представляете, пять минут горит белье. И мы не уходим, а смотрим и радуемся, что есть такое кино.

- Сейчас некоторые киноманы говорят о том, что не очень-то и много Тарковский сделал...

- 28 июля, когда я был на "Мосфильме", я наткнулся на некролог - в возрасте 62 лет умер Георгий Иванович Рерберг (известный оператор, снимал практически все фильмы Тарковского, в т. ч. "Зеркало", "Механическое пианино". - Прим. авт.). У меня нашлось время, я пошел на отпевание и увидел там весь цвет нашего кинематографа: Соловьева, Абдурашитова, Михалкова, Элема Климова, была Белла Ахмадулина со своим мужем Борисом Мессерером... Для меня это знаковый момент. Фестиваль, умирает Рерберг - конец эпохи. А Элем Климов на похоронах был очень оживлен, громко смеялся. Жизнь продолжается. Кстати, я узнал, что, когда Рерберг снимал "Сталкера", часть материала не понравилась Тарковскому и фильм переснял Книжинский, но у Рерберга сохранился тот самый, первый вариант. Синефилам было бы интересно посмотреть - те же актеры, только снято Рербергом.

- А были разочарования?

- Возможно, лишь один фильм я могу причислить к разочарованиям - последнюю картину нашего земляка Валерия Приемыхова "Кто, если не мы". Двадацать лет назад он снимался в фильме "Пацаны", так вот, это "пацаны" образца 1999 года. Но надо сказать, фильм с успехом идет за рубежом, Приемыхов его везде показывает. Такие фильмы сейчас снимать нельзя. Я считаю, что кино должно быть более горячим, перченым.

- А как вам московская тусовка?

- Я вам скажу честно - странно все это. Когда объявляют фуршет, все, ломая ноги, бросаются к столу. Во Владивостоке этого нет, здесь люди более сдержанны. А они сметают столы, хватают эту красную рыбу, эти бутерброды. Неприятно было наблюдать, как Алина Селикашвили с "Радио России" через стол стакан хватала... Еще очень разочаровывало обилие секьюрити - парни в черных рубашках были везде. Они были везде...

- Вы ездили не только на фестиваль, но и на телерынок - теперь на "ОТВ-Прим" будет куча новых лицензионных фильмов?

- Мы заключили договоры на лицензионную продукцию со многими киностудиями - "Мосфильмом", "Горького", "Ленфильмом". Мы закупаем пакет не менее чем из 100 фильмов. Это и классика советского кино - весь Гайдай, например, и новые фильмы. Кроме того, мы договорились о новых клипах с "Муз-ТВ" и закупили два испанских сериала, по 150 серий каждый. Это "мыло", и это необходимо. Хотя испанские сериалы классом повыше бразильских, но суть та же.

- Как вы считаете, Владивостоку интересно серьезное кино?

- Я еще помню, как народ ломился в "Комсомолец" на "Зеркало" в 70-х годах. А в самом начале 90-х мне на передачу пришло письмо от десятиклассника из чуркинской школы Павла Руминова - это имя должно быть вам знакомо. Он писал про Бунюэля и про свои киновзгляды. Письмо меня поразило, и я зачитал его в эфире. Через несколько дней ко мне пришла петиция, подписанная "группой товарищей". Одноклассники Паши упрекали меня в том, что я зачитываю в эфире письма Руминова, а у него, мол, и вкусы странные, и одевается он не так, и вообще несоветский человек и американский шпион.

- Вспомните фестивальную историю, удивившую вас.

- У великого режиссера, но безумно страшного внешне Дарио Ардженто есть дочь - актриса Ася Ардженто ("Призрак в опере", "Синдром Стендаля"). Его спросили, почему он назвал ее неитальянским именем. "В честь великой русской поэтессы Анастасии Цветаевой", - сказал маэстро...

Лора Алентова

Поделиться:

Наверх