65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 7 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Разрушенная вера

Очередная выставка эпатажных художников группы "БИМС" вызвала нешуточный эстетико-религиозный скандал

Выставки "БИМСов" (достаточно вспомнить "Полный пиндыр точка ру" или "Свадьба") всегда сопровождаются театральными шоу и арт-хэппенингами, призванными расшевелить зрителя. Поэтому мы удивились, когда новая выставка?БИМСов? - Homo invalidus, открывшаяся в Театре молодежи в рамках биеннале визуальных искусств, ничем особенным не отличалась - все спокойно, без провокаций...

Но это только на первый взгляд. В этот раз "БИМСы" затронули такие тонкие материи и такие пласты сознания (и даже подсознания), что специальную акцию предпринимать не пришлось. Экспозиция стала эпицентром ментального тайфуна, который закрутил вокруг себя художников, организаторов, зрителей, религиозных фанатиков и даже мистические силы. Судите сами.

Взгляд художника

"Хомо инвалидус" представляет собой скульптурную композицию - за пиршественным столом сидят двенадцать апостолов. Почему инвалидус? Дело в том, что у апостолов нет рук. Но не это главный элемент эпатажа. На столе в качестве пиршественного блюда лежит... Иисус Христос.

Сергей Гончар (лидер группы "БИМС"): "Мы сознательно сделали римейк на библейский сюжет. Существуют ведь разные версии "Тайной вечери". У Леонардо да Винчи - своя, у нас - своя. Известно, что во время причащения в церкви вкушают хлеб и вино, символизирующие плоть и кровь Христову. Мы добились буквального прочтения, положив Христа на стол. Да, здесь есть доля сарказма, но в действительности мы решали художественные задачи".

О чем говорят безмолвные статуи?

Светлана Воронина, искусствовед: "Проект группы "БИМС" использует идеологические, религиозные клише для разговора "о другом". Отсылки к традиционному прочтению здесь неуместны. Нарочито небрежная, грубая фактура расставляет четкие акценты - никаких заигрываний с псевдоэстетикой и глянцевой культурой. Композиция решена в красном и белом цветах. Красный цвет символизирует гармонию двух основных начал: жизни и смерти, белый (смерть) - антипод жизни и творчества. Руки - это знак соединения, гармонии и порядка. Безрукость - отсутствие порядка. Есть стол, но нет рук, есть жизнь, но нет желания, есть страсть - нет сил. Белые, бесцветные, безрукие, бессильные. Инвалиды..."

Впрочем, были и другие прочтения. Одни говорили, что апостолы символизируют разрушенную веру, другие впрямую говорили о судьбе инвалидов. И все оказались правы. Причем буквально.

Кому нужны инвалиды?

Все началось еще до открытия. Бимсовских "инвалидов" никто не хотел приютить. Организаторы биеннале отказали им в главной площадке в музее им. Арсеньева, сказав, что композиция не вписывается в стилистику биеннале. Затем выяснилось, что японские гости биеннале хотели бы познакомимться с современным искусством, а кроме "БИМСов", предложить нечего. Тогда их отправили на второстепенную площадку - в Театр молодежи, и руководитель театра Виктор Галкин взял под свое крыло неприкаянных апостолов. И тут стали происходить совсем уж мистические вещи.

Так, известный режиссер Сергей Лепский остолбенел, когда впервые увидел красно-белую композицию. Оказалось, что он недавно снял фильм... "Красное и белое", который он тут же предложил "БИМСам" в качестве новой детали в инсталляции. Во главе стола поставили видеодвойку, и апостолы стали "смотреть телевизор". На экране шел фильм Сергея Лепского "Красное и белое".

Поначалу инсталляцию разместили на втором этаже театра, но затем, когда там стали монтировать японскую выставку каллиграфии, переселили на первый. При этом каллиграф г-н Мотида просил не уносить инвалидов - статуи ему очень понравились, а уж японскому художественному чутью можно доверять.

Хроника мистических событий

Далее события нарастали стремительно. После презентации Homo invalidus (4 июля), на которой присутствовали представители различных электронных СМИ, телевизионщики отправились на студии монтировать сюжеты, и, как и полагается, они вышли в новостных блоках ТВ-каналов около 19-20 часов.

Вскоре после этого в театр примчался человек в спортивном костюме (прямо от телевизора?), представившийся священником. С ним была "группа поддержки". Человек, назвавшийся священником (кем он был на самом деле, неизвестно), стал угрожать авторам страшным судом, а также намеревался позвонить епископу Вениамину.

В этот момент в театре оказались корреспонденты "Н", пришедшие на спектакль японского театра. Увидев человека, бросавшего грозные филиппики в адрес художников (досталось, кстати, Михаилу Булгакову, осмелившемуся написать картину в память друга, кончившего жизнь самоубийством, - церковь порицает суицид и значит - анафема!), мы вступили с ним в теологический и художественный спор. Ваш покорный слуга пытался объяснить невменяемому человеку, чем храм искусства отличается от храма Божьего, и что такое "вкусить плоть и кровь Христову". Не достигнув консенсунса, мы разошлись.

На следующее утро в редакцию "Н" позвонили "БИМСы" и сообщили, что их инсталляция подверглась варварскому нападению. Срочно выехав на место происшествия, мы обнаружили, что скульптуры повалены, а две из них серьезно повреждены.

Что это было?

Версия 1. У нас создалось впечатление, что "священник", спрятавшись, дождался, когда мы уйдем, и нанес несколько ударов по несчастным статуям. Затем сбежал.

Версия 2. Виктор Галкин утверждает, что инсталляция была повреждена случайно, когда сотрудники театра выходили вечером в темноте. Считаем эту версию сомнительной, поскольку статуи были закрыты сукном, а "раны" им нанесены изнутри: то есть для этого надо было снять покрывало и ударить по лицам апостолов.

Версия 3. Вмешались мистические силы и внесли свои поправки.

Что бы на самом деле ни произошло в театре, проект "БИМСов" достиг своей цели. Безрукие апостолы действительно символизируют разрушенную и деградирующую веру. Апостол без лица - это тоже символ, и, может быть, еще более сильный, чем апостол без рук. Считаем, что тут вмешались высшие силы и рука судьбы внесла свои поправки.

P.S. Мы просили руководство Театра молодежи не убирать инсталляцию "БИМСов", которая после варварской акции приобрела еще больший смысл. В субботу она еще стояла, но затем исчезла. "БИМСы" говорят, что не знают, где находятся скульптуры. Не удивимся, если они исчезли бесследно - достойное окончание этой мистической истории. Впрочем, обещаем продолжить расследование и сообщить о его результатах читателям "Н".

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх