65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 3 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

Сын Никулина

Памяти отца посвящена вся сегодняшняя жизнь популярного журналиста и топ-менеджера российского цирка Максима Никулина

Мы беседовали с гендиректором и худруком Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре, академиком циркового искусства, членом жюри нескольких престижных фестивалей, ведущим и автором ТВ программы "Мой цирк" Максимом Никулиным сразу после его утомительного перелета из Москвы на гастрольную премьеру цирка его отца во Владивостоке. Максим пил холодное "Боржоми", непрерывно курил "Кэмел", видно было, что устал, но на все вопросы отвечал подробно и с удовольствием.

- Ну, с чего начать? Мне 46 лет, в цирке я с детства, здесь родился и вырос, поэтому о многих вещах на арене и вне ее мне судить проще. С другой стороны, я по профессии не циркач, а журналист, поэтому могу сделать шаг назад и посмотреть на номер или артиста со стороны, хотя до сих пор не перестаю удивляться выдумкам и находкам настоящих артистов.

На работу в цирк Никулина я попал чисто случайно: погиб заместитель отца, в дирекции накопилась работа, я предложил разгребать канцелярщину по выходным, однако постепенно втянулся, а после смерти отца получилось, что возглавить цирк нужно человеку пробивному и авторитетному, - решили, что я сгожусь, и вот - гожусь.

Не скрою, я горжусь именем отца на марке нашего цирка, тем, что мы очень высоко задрали планку его качества. Мне не стыдно ни за один номер программы, именно поэтому я очень часто еду с цирком на гастроли и представляю его зрителям, чтобы люди знали: все без туфты и обмана, приехал именно цирк Никулина.

- А что это есть - цирк имени вашего отца?

- Это классика старого добротного семейного цирка, к которому привык зритель, на представление которого он поведет своего ребенка и раз, и два, и три за совсем небольшие деньги (билеты на представление цирка Никулина во Владивостоке стоят от 50-ти до 250 рублей. - Прим. авт.). Наш цирк должен напоминать антиквариат - это доброе и добротное искусство в окружении традиционного буфета, фотографирования со зверями, покупками сувениров и обязательного антракта у арены. В то же время главной нашей задачей мы всегда считали привнести в представление что-то новое. Хотя удивить зрителя сегодня очень трудно... Но, когда совет директоров цирка обсуждает новую программу, мы первым делом решаем, чем все-таки будем удивлять.

- Трудно?

- Очень. Грамотные нынче все. Хотя каждый артист цирка по-своему уникален и самодостаточен и ежедневно работает на пределе своих возможностей. Поэтому мы стараемся, чтобы наши артисты были еще и актерами, чтобы каждый номер имел психологическую окраску, рассказывал историю. Это тем более важно, что новые имена в нашем деле сейчас возникают чаще всего из спорта, где век атлета или гимнаста очень короток, или из "самодеятельности" - как мы называем самородков из провинции - в противовес выпускникам цирковых училищ. Поэтому с каждым нашим номером работают режиссер, художник по костюмам, мастер по свету и звуку. Именно поэтому, я думаю, у нашего цирка, который ежегодно участвует во многих фестивалях, есть уровень, есть самые престижные награды, международное признание.

- Как у французского цирка дю Солей?

- Дю Солей, конечно, марка и имя, но, по моему мнению, это совсем не французский и не совсем цирк, хотя очевидно, что будущее отчасти и за этим направлением в развитии нашего искусства. Сейчас даже за границей знают: нет уже прежнего Большого советского или Русского цирка. Есть цирк Никулина, есть цирк Санкт-Петербурга. Я, например, не считаю, что цирк со временем должен резко меняться. Круглая арена пришла из Древней Греции и пережила тысячелетия, основные жанры - акробатика, дрессура, жонглирование, клоунада - тоже живут на арене с тех же времен.

- Не обидно в таком случае: какие-то "ежики в тумане" на фоне плакатов с именем вашего отца?

- А чего обижаться: и отец, и ежики, и лошади с собаками, которых я безумно люблю с детства, и акробаты с трапециями - все это цирк.

- Или ежики - это просто небольшая сенсация, а не эксклюзив?

- Почему сенсация и не эксклюзив, если этого номера нет больше ни у кого в мире? Ну, если раньше никому в голову не приходило их дрессировать, хотя в цирке полно "больных на голову людей" - в хорошем смысле этого слова. А если для Владивостока не эксклюзив фокстерьеры на парашютах из-под купола цирка - я уже не знаю, чем вас удивить...

- Как вы позиционируете свое место в цирке?

- Я топ-менеджер, мое дело - делать прибыльным наше частное предприятие, чтобы кормить зверей и артистов, оплачивать жилье и переезды, шить костюмы и рекламировать наши бизнес и искусство в стране и за рубежом. У нас нет дотаций, господдержки или субсидий, поэтому, кроме представления и гастролей, я должен думать о том, что цирк Юрия Никулина не должен потерять зрителя, - знаете, есть примеры, когда зритель покидал конкретный цирк всего за один сезон, и затащить его назад стоило очень больших усилий.

- Может быть, стоит делать несколько программ: цирк будущего, авангард, шоу-варьете?

- Я не очень большой поклонник авангарда и экспериментов прежде всего потому, что Виктюк может сделать спектакль в Москве, откатать его там неделю и при падении сборов увезти как антрепризу в провинцию. А мы работаем круглый год, мне для самоокупаемости нужно ежедневно продать на представления цирка в Москве две тысячи билетов, я не имею права на риск, потому что отвечаю головой перед самим собой за коллектив и имя отца.

Есть хорошее английское правило: "По-настоящему элегантный человек должен всегда на шаг отставать от моды", именно этому правилу цирк Юрия Никулина и старается соответствовать. Хотя мы не чураемся нового - в нашем цирке есть и молодежная программа с продвинутым музыкальным сопровождением и ярким оформлением. Не чураемся и антрепризы - в нашем цирке Питер Штайн ставил "Гамлета" - ему захотелось именно на нашей арене воссоздать дух круглого шекспировского "Глобуса". Мы проводим на своей арене массу престижных спортсоревнований, сегодня именно в нашем цирке празднует юбилей Саша Абдулов. Я могу подсмотреть в провинции или на периферии классное, но небольшое по содержанию представление, и мы приглашаем таких артистов к себе, делаем раскрутку, рекламу, наполняем зал и выпускаем представление на несколько дней. Оно не продержится сезон, но неделю дает очень неплохие сборы и совсем другой уровень зарплаты для артистов.

- Чем же тогда вы будете удивлять в ближайшее время?

- Москву и страну - престижным фестивалем цирков мира. Это дорогой и невыгодный коммерчески проект, но имидж цирка, Москвы и России он поднимет. К тому же зарубежный цирк в России знают очень плохо. Прежде всего потому, что национальных цирков в мире по сути и нет, кроме русского и китайского. Сейчас все лучшие программы мира на 60-70 процентов состоят из номеров этих двух школ, поэтому, как только закончится вал атипичной пневмонии, привезу в Москву китайских артистов.

А вас мы удивляем сейчас и сегодня хотя бы тем, что к вам впервые приехал именно Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре. В программе заняты наши лучшие артисты, артисты других цирков и иностранцы - я имею в виду украинцев. Отсюда программа поедет в Читу и дальше на запад, но не вся - номер с шестами после гастролей у вас во Владивостоке по старой и доброй традиции советских цирков продолжит свои гастроли в Японии.

От редакции. После интервью Максим Никулин обратился к "Н" с просьбой: Фонд Юрия Никулина ищет старых цирковых артистов, в пользу которых во время каждых гастролей дается одно представление. Сборы от него идут на материальную помощь ветеранам арены. "Н" просят их откликнуться на публикацию и оставить свои координаты для связи фонда с вами.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх