65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+23° ветер 6 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Трансокеанские эксперименты с Чеховым

"Н": С трудом представляю себе черного дядю Ваню.

Леонид Анисимов, художественный руководитель владивостокского Камерного театра драмы, наконец вернулся из Соединенных Штатов, где активно репетировал Чехова с американскими актерами. Мы не могли обойти это событие: ну как там у них? Как им наш театр? Не обошлось без югославской темы...

Л. А.: Я общался с деятелями искусства. События в Югославии они оценивали так же, как и мы, - ругали президента, собирали деньги, вещи для сербов. Эти события никак не повлияли на создание в Сиэтле нового художественного театра "Пьюджет Саунд". Это особый для Америки театр. Идея его создания возникла 8 месяцев назад, когда владивостокский Камерный театр драмы гастролировал в Сиэтле. Этот театр будет работать исключительно над русской классикой по системе Станиславского. Основное его направление сегодня - Чехов. Все пьесы Чехова. В труппе постоянный состав - двенадцать актеров разных национальностей из разных городов. Двое афроамериканцев, совершенно замечательные люди. Один, я точно знаю, филлипинец...

Л. А.: Они уже играют! Черный Астров, черная Елена. Мне сначала было тоже не по себе, но, оказывается, каждая американская труппа должна иметь в своем составе черных актеров, чтобы не возникало даже разговоров о какой-то дискриминации... "Дядю Ваню" мы репетировали два месяца. Их не устроили 20 вариантов перевода! Итоговый перевод, наиболее близкий к чеховскому тексту, сделала очень талантливая поэтесса из Сиэтла Кэрол Леен. Потом мы играли этот спектакль на всеамериканской конференции драматургов, - они смеялись, плакали, потом долго аплодировали. Стоя...

Театр "Пьюджент Саунд" будет играть не только на сцене, но и в богатых домах, где приглашенных зрителей будет не более 25 человек, а перед спектаклем в четыре часа подают обед из традиционных русских блюд, затем в шесть - начало спектакля, три антракта с непременным русским чаем, и заканчивается все это в половине одиннадцатого вечера. Театру за одну такую великосветскую вечеринку "а-ля рюс" платят 2200 долларов. И ведь в очередь уже на Чехова выстроились, чертовы капиталисты!

"Н": Леонид Иванович, а мы-то во Владивостоке сможем увидеть сие незабываемое зрелище?

Л. А.: Конечно! Даже еще больше. Дело в том, что в Америке проводится международный театральный фестиваль на острове Фреди Харбор. Это такой маленький рай для состоятельных людей. Так вот, в конце июня-начале июля 2000 года туда прилетят несколько театров из Японии, России и несколько американских театров. Они там будут три недели, а потом арендуется "Боинг" (потому что Сиэтл - родина Боингов), и все эти театры на одном самолете летят к нам во Владивосток на "Биеналле визуальных искусств". Поэтому вы увидите три варианта "Дяди Вани", в том числе и в интернациональном составе - половина наших актеров, половина американских. А "Три сестры" есть в репертуаре у нас, у японцев и у американцев - представляете спектакль с "тройным" составом? И без перевода!

"Н": Интересно, как это все поймет публика...

Л. А.: Так это и нам безумно интересно! Потому что недавно созданный Международный институт театра Станиславского тоже хочет понять, насколько важно само чеховское слово. Может быть, это некая вибрация, доступная пониманию публики и без буквального перевода? Здесь соберется очень много театров, так что эксперимент будет проведен обязательно.

"Н": Как вы думаете, чем вызван в последнее время такой небывалый интерес именно к Чехову у обычно замкнутой на самой себе Америки и сориетированной в сторону Запада юго-восточной Азии? Может, некий изначальный чеховский космополитизм и умение всласть поиздеваться над своими соплеменниками?

Л. А.: Чехов сейчас действительно невероятно популярен, это вызвано тем, что сегодня вопрос стоит о выживании людей. А психология чеховских пьес способна дать людям несравненно больше, чем любые материальные блага. Антон Павлович, взяв за основу развитие отношений в замкнутом кругу семьи (а это сегодня очень актуальная тема во всем мире), изучает их. Да, он ироничен, ведь он врач. И он, как врач, даже кое-что рекомендует! Его пьесы несут огромный целительный заряд, особенно если их смотрит вся семья. Чехов считал, что эпоха шекспировских эмоций и суперстрастей осталась позади. И приходит время чувств более человеческого масштаба. Понимаете, если страсть - это соло, то чувство - это уже целый симфонический оркестр...

Поняли. Жить надо чувствами, а не адреналином и долларами. Спасибо Антону Павловичу и Леониду Ивановичу за то, что еще раз напомнили об этом.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх