65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Кто бы утешил зрителя

Театр им. Горького попытался развеселить публику историей о бедном импотенте

В театре им. Горького снова премьера. На этот раз - комедия Джузеппе Маротта и Белизарио Рандоне "Утешитель вдов". Когда-то этот спектакль уже шел в театре в постановке Ефима Звеняцкого. Теперь над ним работал приглашенный режиссер Юрий Чернышев.

Честно говоря, ради чего реанимировали старый спектакль, не очень понятно. Маротта и Рандоне, яркие представители нео-неополитанской волны, писали пьесу в 1960-е годы, и тогда она, возможно, была актуальна. Но в 2003-м смотрится как явный анахронизм. Нынешние прохиндеи занимаются совсем иными махинациями, а не соблазняют несчастных вдов. Ну да ладно. Может, речь идет о вечном...

Чем он их берёт?

Итак, Эдуардо Палумбо (Николай Тимошенко), мужчина без определенных занятий, основал фирму, которая занимается выкачиванием из вдов материальных средств. Причем не гнушается даже одеждой их бывших мужей, которую затем продает как секонд хэнд. Не очень благородное занятие, но это его проблема. Чем берет пройдоха? Тактичным обхождением? Этого мало. Более близкими отношениями? Да! Но не реальными, а спиритическими, к тому же с частотой примерно раз в год, а то и в три! А ничего другого этот довольно прохладный Эдуардо вдовам больше как бы и не предлагает. И с какой стати они должны вестись на его шашни, остается непроясненным. Поэтому, когда Кувьело (Денис Неделько), бывший подопечный утешителя, заявляет, что разорит его фирму, предоставляя вдовам более частые спиритические услуги, я ему верю - разорит без вопросов.

Визуальные эффекты

Но посмотреть спектакль стоит! Прежде всего из-за великолепной работы художника-постановщика Андрея Климова, приглашенного Ефимом Звеняцким из Москвы. Декорации, изготовленные по его эскизам, - это отдельное произведение искусства, некий театральный перфоманс, которым можно любоваться отдельно. Сконструированные с большой выдумкой, они представляют собой своеобразный трансформер, который преображается во время спектакля и имеет массу приспособлений для того, чтобы разнообразить действие. То тут, то там в декорациях выдвигаются какие-то ящички, выезжают шкафы, раздвигаются жалюзи, из-за которых как черти из табакерки выскакивают актеры.

Производят впечатление и яркие работы исполнителей второстепенных ролей Карло Фигуреллы (Анатолий Бугреев) и Филумены (Олеся Галькевич). Самый возрастной актер и самая молодая актриса театра блистают в этих ролях, спасая действие от скуки. Забавен мясник Кармело в исполнении Сергея Симоненко. Запоминается его короткий выход, сопровождаемый вырыванием волос на груди, которые сначала кажутся натуральными. Правда, старые театралы говорят, что сей прием придумал еще первый исполнитель этой роли в театре Александр Пономаренко. Но все равно смешно. А вот Николай Тимошенко чересчур фактурен для своей роли: слишком высок, слишком благороден, слишком... Пройдохи в нем не чувствуется!

Так вот где собака зарыта!

Ну и наконец, финал. Красавица Грациэлла, влюбленная в Эдуардо, доводит мужа до могилы и начинает штурмовать неприступного утешителя вдов. В конце концов она добивается своего, и они женятся. И тут выясняется, что Эдуардо, привыкший ублажать женщин только во время спиритических сеансов, в супружеской постели несостоятелен. Он импотенто, мама миа! На этой душераздирающей ноте и заканчивается спектакль. Смешно...

Юрий Чернышев, 66 лет. Родился в Оренбурге, учился в ГИТИСе, работал режиссером во многих театрах бывшего СССР. В 1970-х годах был главным режиссером театра им. Горького. Поставил на его сцене спектакли "Шторм", "Фальшивая монета", "Свадьба на старости лет" и другие. До сих пор здесь в его постановке идет спектакль My fair lady.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх