67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+5° ветер 1 м/c
11 мая
Вторник

Общество

Очень маленький поезд

Рождение, жизнь и умирание владивостокского трамвая

"С остановки видишь сначала бегущую по рельсам крышу, а потом уж красные бока трамвая - так гористы владивостокские улицы". (Д. Волков-Ланнит, журналист, 1928 г.)

Трамвай был первым видом общественного транспорта Владивостока. Появившись в начале ХХ века, он развивался и даже с возникновением автобусного и троллейбусного движения не перестал быть одним из основных способов передвижения по городу. До середины 1990-х годов, по крайней мере, половину городских перевозок осуществляли трамваи, но с появлением частных автобусных компаний трамвай утратил свою доминирующую роль и стал транспортом для пенсионеров и для тех, кто не спешит.

Поехали!

Решение о строительстве во Владивостоке трамвая городская Дума приняла в 1908 году. Тендер на строительство выиграла бельгийская электрическая компания, и в июне 1908 года начались работы по прокладке первой трамвайной линии. Спустя четыре года трамвайное движение открылось по улицам Алеутской и Светланской: от вокзала до Луговой. 9 октября 1912 года первый трамвай пошел по единственной тогда узкоколейной линии. Вел его водитель Вигурский.

Первые трамваи бельгийского производства, бегавшие по улицам Владивостока, были деревянными и одинарными. Впоследствии вагоны стали спаривать, и тогда они стали вагонами для пассажиров 1-го и 2 классов. Строительство трамвайных линий продолжалось, и в 1914 году появился еще один маршрут - по Океанскому проспекту до Первой Речки. В это время длина трамвайных путей составляла 11 километров, а трамвайный парк насчитывал 14 вагонов.

Кондуктор, нажми на тормоза!

Бельгийские вагоны использовались до конца 1920-х годов. В советское время их сначала поменяли на списанные вагоны из Харькова, а затем были приобретены чешские трамваи фирмы "Шкода". Но аккуратные, красивые чешские трамвайчики не прижились на улицах Владивостока. Дело в том, что у них выявился один существенный недостаток - слабые тормоза, а для владивостокского рельефа это было недопустимо. Несколько аварий поставило вопрос о замене чешских трамваев.

В это же время было принято решение перейти с узкоколейки на стандартную, широкую, колею.

Реконструкция

В 1934 году началась реконструкция трамвайных путей Владивостока. В специальном решении горсовета отмечалось, что "реконструкция трамвая является крупнейшим мероприятием, направленным на улучшение культурно-бытовых нужд трудящихся Владивостока". В ходе перепланировки трамвайное полотно не только перешивалось на широкую колею, но и переносились на другие улицы. В районе Луговой рельсы были перенесены с Ленинской на Ивановскую улицу, а Океанский проспект был разгружен переносом трамвайного пути на ул. 25-го Октября. В это же время проведена линия от Первой Речки до Рабочей слободки. К концу 1930-х годов реконструкция трамвая была завершена полностью, а по улицам Владивостока стали ходить новые трамваи советской постройки. Длина трамвайных путей в это время составляла уже 21 км, а трамвайный парк - 32 вагона.

Пик и тупик

После войны 1941-1945 годов трамвайные пути продолжали расширяться. В 1950-е годы появились маршруты 4 и 5: по Загородной улице (ныне Борисенко) до Баляева, в 1970-е годы 6 - "Баляева - Сахалинская".

Окончательно же современная сеть трамвайных линий Владивостока сложилась в 1980-е годы, когда была проведена линия от 3-й Рабочей до Баляева и появился последний маршрут - 7 (вокзал - 3-я Рабочая - Баляева). Это был пик развития трамвая во Владивостоке. В это время длина путей достигла 40 километров, а количество вагонов, выходивших на линию в день, - 100 единиц.

И при этом их не хватало! Трамваи ходили переполненными, и даже когда в середине 1980-х придумали тройной трамвай - к двойному составу цепляли еще третий вагон, - давка в часы пик не ослабевала. Причина была не в трамваях, а в недостатке автобусов. Поэтому, когда частные перевозчики в 1990-е годы решили проблему с регулярным движением по Владивостоку, надобность в трамваях постепенно стала уменьшаться. Сегодня на линии выходит около 50 трамваев в день и ходят они полупустыми.

Есть ли будущее?

В настоящий момент для решения транспортных проблем города трамваи не нужны - многочисленные автобусные маршруты доставят вас в любое место. Трамвай уже не столько средство передвижения, сколько тормоз на дорогах. Особенно это касается Светланской улицы, где трамваи часто создают заторы в движении. Кроме того, вибрация от трамваев на главной улице города постепенно разрушает старинные здания - памятники архитектуры и подземные переходы в центре города. Эти причины привели к эксперименту, проведенному летом 2002 года, когда городская администрация впервые за всю историю Владивостока отменила трамвайное движение по Светланской. Эксперимент оказался удачным, но вызвал протест у пенсионеров, которые пользуются трамваем бесплатно. В результате трамвай снова вернулся на Светланскую.

Тем не менее, несмотря на все плюсы трамвая (самый экологически чистый вид транспорта и пр.), будущего у него, похоже, нет. И главная причина сегодня - в его нерентабельности. Долг ТТУ перед бюджетом города растет, а повышение цен на электроэнергию привел к тому, что этот вид транспорта уже никогда не будет таким дешевым, как раньше. По всей видимости, вскоре трамвай останется во Владивостоке только как местная достопримечательность, как музей на колесах, как реликт времени, привлекающий туристов. Но и то хорошо.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх