65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 7 м/c
15 июня
Вторник

Общество

На пороге рая

Лица этих людей озарены внутренним светом, а сердца полны вселенской скорби за всё человечество

...Горят кресты на куполах, звонят в святых монастырях. Молясь пред Богом о тебе, идут монахи по Земле...

Многие из нас (я в том числе) искренне не могут понять, что же заставляет молодых, красивых, энергичных людей добровольно отказываться от семьи, карьеры, развлечений и других мирских радостей и кардинально менять образ жизни в пользу перманентного самокопания в тесной монашеской келье. Сказать в шутку: "Ну, все, достали вы меня - в монастырь уйду!" - каждый может, а вот выполнить свою угрозу - кишка, видать, тонка...

Да и житье-бытье монашеское мы уж как-то совсем в розовом цвете себе представляем: ну вешаешь крест на шею, надеваешь черную рясу, Библию в руки и - молись себе изо дня в день. Ни тещи тебе, ни начальства, за свет платить не надо, налоги тоже - лепота! Только скучно. Зато спокойно и харчи халявные. Не так?

Совсем не так, возлюбленные братья и сестры! То есть вообще ничего общего. Как оказалось, к Богу идут не с жиру бесясь и не в поисках новых впечатлений. И не слабые волей, а сильные духом. Чтобы плоть усмирять и неукоснительно следовать всем божьим заповедям. Здесь нет случайных людей. Но и религиозных фанатиков тоже нет. Я там побывала. Я знаю.

Ибо будет вам по вере вашей...

До революции 1917 года православие было официальным вероисповеданием Российской империи. В то время в стране насчитывалось 1253 монастыря (включая архиерейские дома, скиты и подворья), в которых и была сосредоточена большая часть церковного имущества. После революции по рекомендации Наркомюста все храмовые сооружения подлежали ликвидации "на общих основаниях". А по решению Моссовета все бывшие монастырские помещения должны были поступать исключительно в ведение отдела народного образования.

К концу 1920 года в стране было ликвидировано 673 монастыря, а к концу 1921-го - еще 49. Если в 1917-м в России насчитывалось 100 тысяч священнослужителей русской православной церкви, то к 1929 году их осталось всего 35 тысяч. Институт монашества, строившийся духовными усилиями тысяч подвижников на протяжении десятка веков, был разрушен за несколько лет.

По данным на начало 2002 года в России было уже 542 монастыря - 256 мужских и 286 женских. Попасть в любой из них, т.е. войти в монастырское братство, сразу практически нельзя. Сначала человек приходит туда на день, потом на неделю, затем остается на месяц. Он постепенно врастает в монастырскую жизнь, так же постепенно рвет свои связи со светским миром. До обета человек должен пройти через главную ступень - побороть все свои искушения, которые являются серьезным препятствием перед началом послушнической жизни. И, только дав три обета - целомудрия, нестяжания и послушания, послушник по решению монастырского братства становится монахом.

В чёрной рясе, с бледным ликом

Про людей, которые отдали себя во служение Господу, говорят, что они рождены для вечной жизни. В христианстве нет понятия реинкарнации, однако по поверьям, если в числе ваших предков был хотя бы один священнослужитель - это уже проявление Божьей благодати, своеобразное освящение всего вашего рода.

Божий человек из Свято-Серафимского мужского монастыря, который со мной, мирской девой, да еще и не христианкой, поделился своими сокровенными мыслями, пожелал остаться неназванным, но все-таки разрешил сфотографировать себя издалека. Что ж, его право.

- Только не надо спрашивать, зачем я здесь. Знаете, когда у монахов интересуются, почему они уходят в монастырь, те отвечают: "В монастырь не уходят, а приходят". Уверяю вас, не скорби и несчастья заставляют уйти из мира - любовь Христова призывает прийти в Божью обитель. Быть монахом - это призвание, не каждый удостаивается подобного счастья. Я здесь уже полтора года, но так пока и не обрел покоя в себе. Все еще есть какие-то внутренние сомнения, душевные терзания... Борюсь с бесами, духовно взрослею. В этом нашем замкнутом мире такая борьба особенно эффективна - ничто не отвлекает.

Монастырь - это не стены. Монастырь - это люди. И от того, какими они будут, зависит дух в монастыре.

Святые отцы говорят, что тому, кто желает идти в монастырь, надо иметь терпения не воз, а целый обоз. В монастыре собираются люди разных возрастов, разного воспитания, разного образования, характеров. Они постепенно притираются друг к другу, шлифуются, как морские камушки. Здесь предоставляется прекрасная возможность научиться духовным добродетелям. Можно свою душу, свой характер довести до совершенного состояния, если, конечно, серьезно к этому отнестись. Тогда в душе не будет тоски, уныния, отчаяния. Там обретут себе пристанище мир и покой. Любой монастырь - это преддверие рая. Если человек живет свято, Господь не оставляет его, а дает силы, крепость и терпение...

Краткий словарь православных терминов

Аллилуйя (греч. - от евр. "хвалите бога") - словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах. Вошло в христианское богослужение без перевода. Аналой - высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы. Бессребреник - святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег. Благовест - колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, - мерные удары в один большой колокол. Дискос (греч. - "священный сосуд") - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Затворник - монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении - в затворе. Иерейские молитвы - молитвы, читаемые священником во время богослужения. Кадило - металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Келия (греч. от лат. се11а - "комната") - отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха. Клирос - место в храме, предназначенное для хора. Ладан - ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях. Миряне - часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Мощи - останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными. Паперть - крыльцо храма. Послушник - человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание послушанием в монастыре. Скит - кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. В церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря. Чтец - церковнослужитель, во время богослужения читающий богослужебные тексты. Юродивый (слав. - "глупый, безумный") - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого, безумия с целью достижения внутреннего смирения.

Свято-Серафимский мужской монастырь был построен в 1907 году как полковой монастырь для русского флота на острове Русский, в километре от паромного причала. После революции кресты и купола снесли, сделав из храма клуб для ракетчиков. В середине 1990-х клуб закрыли, здание постепенно пришло в упадок. Около двух лет назад на остров был послан священник отец Никон, который и начал возрождение монастыря. А уже в августе 2002-го на Русском был открыт новый храм. В данный момент в монастыре проживают 12 человек: игумен (настоятель монастыря), иеромонах (священник, состоящий в монашеском чине), три монаха, два послушника (те, кто готовятся в монахи) и пять насельников (будущие послушники).

Евгения Чернова

Поделиться:

Наверх