65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Жили-были старик и старухи

На премьерных показах комедии "Аккомпаниатор" по пьесе Александра Галина зрители смеются и плачут

Поставить галинского "Аккомпаниатора" в театре им. Горького Ефим Звеняцкий пригласил питерского режиссера Андрея Лапикова, а в качестве декоратора - московского художника Илону Гансовскую. Отчего спектакль визуально получился изысканно-утонченным, несмотря на свою бытовую основу.

Итак, жили-были старик и две старухи. Не у синего моря, а в нынешней Москве, и жили они порознь, каждый в своем одиночестве, не подозревая о существовании друг друга, пока не познакомились благодаря случаю. Этот же случай лишил их покоя, нарушил размеренное течение жизни, кого-то свел в могилу, кого-то сделал несчастным. Откуда все беды стариков? Конечно, от молодежи.

Интеллигентная профессорская вдова с папиросой Жанна Владимировна Кораблева (Анна Никитина), простая взбалмошная тетка в синем плаще и с хозяйственной сумкой Светлана Васильевна Сверчкова (народная артистка России Надежда Айзенберг) и ветеран сексуального фронта Изольд Тимофеевич Кукин (народный артист России Анатолий Бугреев), таскающий с собой пачку фотографий всех своих жен, обзавелись юным другом. Друг ухаживает, стряпает, убирает, бегает по магазинам и, главное, слушает. Профессия друга - аккомпаниатор, призвание - подыгрывать.

Такая преданность не может оставить старые сердца равнодушными. Все трое уже готовятся отписать ангелу свои квадратные метры. Но тут наиболее практичная из всех Светлана Васильевна раскрывает ужасную тайну: ангел неверен. Он принадлежит не ей одной, а троим сразу. Синий плащ сходу прозревает за этим коварный и кровавый замысел, достойный рубрики "Криминальные новости". Интеллигентка с папиросой потрясена самим фактом измены. И только сексуальный гигант искренне не понимает, почему три хороших дела хуже, чем одно.

Здесь необходимо отметить блестящую игру Анатолия Бугреева в роли Изольда. Чувство юмора, которым наделил героя автор пьесы, усиливается в несколько раз бесподобной игрой мэтра. Изольд выглядит не только живее и жизнерадостнее двух своих ровесниц, но и, несмотря на все свои недостатки, вызывает больше симпатии, чем чопорная Кораблева и энергичная, но сухая на эмоции Сверчкова. Он более искренен и в тоже время практичен: он нисколько не удивлен тем, что Гриша, как зовут милого друга, работает небескорыстно и ухаживает не за ним одним. Разница между мужским и женским характером подмечена здесь очень верно. Видимо, мужчины от природы понимают, что любить можно многих. Женщина же, как правило, считает мужскую привязанность своей естественной монополией.

Гришу (фамилии в пьесе нет) играет Михаил Марченко. Задача у него нелегкая. С одной стороны, получается, что Григорий - злодей. Он подбирает клиентов по наводке жены, врача "Скорой помощи". Таких, которые долго не протянут. С другой, когда два объекта его опеки оказываются бесперспективны, он продолжает ухаживать за ними. В этом смысле пьеса психологически довольно запутана. Остается неясным, были ли у Григория криминальные замыслы или просто корыстные, почему он продолжает помогать Кораблевой и Кукину после того, как понимает, что их квартиры он не получит?

В общем, разоблаченный херувим, с одной стороны, крылышки отстегивает, но денег, ему предлагаемых, не берет и просто уходит. Не хотите - не надо. Нормальная молодежная философия, здоровый цинизм, все правильно. А старики после этого плачут, страдают, болеют и даже почти умирают. Из чего зарождается подозрение, что ангел действительно был для них хранителем. Они начинают понимать это, но поздно. Светлана Васильевна на смертном одре отписывает ему квартиру, понимая, что за все в этом мире надо платить.

А херувим решает отныне быть честным и открывает официальный кооператив по оказанию платных услуг нетрудоспособному населению. Теперь у него твердая такса на уборку, готовку и выслушивание старческой болтовни. И знакомство с ним становится доступным только обеспеченным людям. После этого страдающий от одиночества Изольд предлагает скинуться деньгами, чтобы хоть иногда видеться с Гришей. И вот здесь видеть страдания стариков уже не смешно.

Несмотря на то что спектакль заявлен как комедия, все зрители-женщины плачут, глядя, как в финале неприступная мадам Кораблева прощает Гришу и бросается ему на шею. То же самое делают выходящая из небытия Светлана Васильевна и Изольд Кукин. Атмосфера всепрощения и примирения - вот главное, что заставляет людей переживать катарсис и плакать на этом спектакле.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх