65,26 ↓ 100 JPY
11,22 ↑ 10 CNY
71,83 ↑ USD
64,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 4 м/c
16 июня
Среда

Общество

"Школьникам о музыке" -

это учебник, написанный замдиректора по инновациям гимназии 1 Ларисой Букиной, и то, чему всем нам надо учиться - слушать музыку и наслаждаться ею

"Если пишут такие учебники - значит, в городе все нормально" - эту мысль высказал старый моряк-полярник, когда я проводила импровизированный соцопрос.

Хотела прийти на встречу к автору Ларисе Букиной, уже напитанной мнениями о ее учебнике "Школьникам о музыке", который стал лауреатом городского фестиваля "Образование-2002".

О медведях и ушах

А мнения были самые разные - от - "денег срубила" до "такому человеку надо просто памятник поставить". После консультации с библиографом поняла, что учебник, написанный во Владивостоке, по большому счету, нужен сегодня всей стране. Есть специализированные учебники для музыкальных школ, изданные еще в советские времена, а для детей 9-12 лет, которые никогда не будут играть на скрипке или петь колоратурным сопрано, внятного и, что важно, современного рассказа о мире музыки - "гармоничных сочетаний звуков" - нет.

Очень важно, что учебник родился не в тиши академических кабинетов, а в шумной городской школе из насущной необходимости систематизировать, обобщить, дать рекомендации учителю музыки сейчас и здесь. Наблюдается мощный перекос: музыке либо не учат, либо учат насмерть - после семи изнурительных лет в музыкальной школе я приобрела стойкую непроходящую ненависть к этюдам Черни, а любовь к симфонической музыке, отбитая, казалось, раз и навсегда появилась лет через десять.

В обычных школах 3-5-е классы просто поют хором. Мальчишки, кому медведь на ухо наступил, как правило, прогуливают уроки музыки, полагая, что двойку ставить и показатели портить всей школы не будут и на второй год из-за этого предмета не оставят. Потаскают стулья для концертов самодеятельности и получат свой "трояк". Девочки любят петь, но вопросы классификации музыкальных инструментов или певческих голосов ставят их в тупик. А ведь это необходимый минимум культурного человека, выпускающегося из общеобразовательной школы. Разве нет?

Зам по инновациям

Ларису Букину я нашла в учительской гимназии 1 среди других преподавателей. Она оказалась моложе и демократичней, чем представлялось. Удивилась вниманию прессы к своей персоне и тут же заявила, что учебник написан в соавторстве с Натальей Сингалевской преподавателем детской школы искусств из Артема. Потом показала учебник, скромно изданный в типографии военного завода за собственные деньги пилотным тиражом в... шесть экземпляров. Сообщила, что теперь, после присуждения лауреатства, его, возможно, издадут тиражом больше 100 экземпляров и тогда он будет стоить 100 рублей. Во Владивостоке 90 школ - по одному на школу.

Лариса, ведя меня по коридорам гимназии, патриотично заявила, что в их альма-матер создан и поддерживается культ знаний, культ интеллекта, что ученики и преподаватели общаются по-дружески, без статусных барьеров, что в гимназии модно заниматься науками и что здесь с младых ногтей определяют приоритеты в учебном процессе. По мнению Ларисы, ученики первой выделяются на фоне других, "у наших - лица светятся, понимаете?"

Музыка в быту

В 5-м "А" должен был начаться урок музыки, и мы решили провести эксперимент. Наугад выбрали трех мальчишек и одну девочку, и я задала вопросы о том, какое место занимает музыка в их повседневной жизни. Оказалось, что слушают они ее на компьютере, когда делают уроки (?!) У маленьких мужчин в чести "Раммштайн" и "Дискотека "Авария", у девочек - Бритни Спирс и Алсу. Терпеть не могут Киркорова и Лагутенко, причем последнего просто хором: "Фу, наркоманская музыка с мяуканьем".

Потом старательная Юля вспомнила о Чайковском и "Временах года", которых слушали на уроке, и сообщила, что нравятся ей также русские народные песни в исполнении хора "Соловушка" детской музыкальной школы 1. Сергей сказал, что его папа часто слушает джаз дома, при этом он либо читает, либо просто сидит в кресле. Дима вспомнил пикники с громко орущими магнитофонами, где "что попало". Солидарны были все с тем, что то, что крутят по радио в машине, слушать невозможно - качество воспроизведения никудышное... Что ж, продвинутые дети, подумалось мне, музыку любят, ценители прекрасного из них вырастут.

- Дело в том, что 10-12 лет - тот возраст, когда ребенок ощущает недостаток информации, ему все любопытно, он впитывает ее как губка. В это самое время и надо учить слушать музыку, открыть обычному школьнику ее удивительный мир. Это принципиально важно, потому что общее образование предполагает и основы культуры. Музыка - это то, на что нельзя не откликнуться. Классическая музыка уносит за пределы этого мира. Оставить ребенка без умения наслаждаться музыкой - а наслаждаться можно только тогда, когда знаешь основы, - значит, обделить его в чем-то. Потом человек перерастает, и то, что не привито в детстве, с трудом приживается в более зрелом возрасте.

- А ваши собственные музыкальные пристрастия?

- Люблю Моцарта, моцертизм - целое направление в музыковедении, это очень радостная, светлая музыка. Еще люблю Чайковского, на мой взгляд, это самый русский композитор. Считаю, что гениальный дирижер важнее гениального исполнителя. В детстве училась в музыкальной школе по классу фортепьяно, так что базовое знание есть. Сейчас люблю слушать инструментальную музыку даже на кухне или делая что-то по дому. Вообще, у нас такой шумовой фон в окружающем нас громком мире, что абсолютный слух становится просто редкостью...

Мы говорили долго и много. Поверьте на слово: Лариса настолько интересный и глубокий собеседник, что разговор с ней об инновациях в школе и влиянии музыки на человека заслуживает издания отдельной брошюрой. Впрочем, одну книжку о музыке она уже написала. Может, напишет и другие? И еще: после встречи с ней в качестве новогоднего подарка семье прикупила диск Моцарта...

Букина Лариса Юрьевна, 29 лет. Родилась и выросла во Владивостоке. Окончила среднюю школу 1, поступила в Дальневосточный государственный университет на факультет русской филологии. Придя на 5 курсе в родную школу на преддипломную практику, так и осталась в МОУ гимназии 1. Работала сначала учителем русского языка и литературы, потом стала заместителем директора по научной работе. Сейчас Лариса Букина пишет кандидатскую диссертацию по философии, тема связана с искусством как инструментом познания действительности.

Маша Юрша

Поделиться:

Наверх