65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 3 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

От Репина до Шебеко

В истории Приморской картинной галереи было всё: тайны и открытия, гордость и печаль

"Город только тогда может называться городом, когда в нём есть художественный музей или картинная галерея". Даниил Гранин

Вчера, сегодня, завтра

Без сомнения, одно из самых известных культурных заведений Владивостока - Приморская краевая картинная галерея. Создана она была в 1966 году, хотя основу ее коллекции составили картины, переданные из музеев Москвы и Ленинграда еще в 1930-е годы. В то время Наркомпросс постановил окультурить Владивосток как самый отдаленный от центра город шедеврами из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Картины поступили в 1931 году в музей имени Арсеньева, где открылся художественный отдел. В нем было выставлено около 200 работ - подлинники древнерусской живописи, западноевропейского и русского искусства. Экспозиционных площадей не хватало, особенно если учесть размеры полотен таких мастеров, как, например, Крюков и Айвазовский. Поэтому и возникла необходимость преобразовать отдел в настоящую картинную галерею.

Открылась она только спустя три десятка лет - 1 января 1966 года - на Партизанском проспекте, 12, в помещении на первом этаже жилого дома, совершенно не приспособленном для хранения и экспонирования картин. Разумеется, было решено, что это временно. Но, как говорится, ничего нет более постоянного, чем временное, и по сей день по этому адресу работает филиал галереи. Впрочем, вскоре его могут закрыть, потому что уже несколько лет галерея не способна платить за аренду. Куда подадутся работники филиала со своим имуществом, - кроме выставочных залов с картинами, здесь хранятся фонды галереи и уникальная библиотека с раритетными изданиями начала 20 века, - трудно представить...

В 1984 году под храм живописи выделили часть здания на Алеутской, 12, которое раньше полностью занимал Сбербанк. Теперь большую часть занимает картинная галерея, но и этих помещений не хватает: ее фонды сегодня насчитывает свыше пяти тысяч экспонатов, а залы вмещают лишь немногим более двухсот.

Увидеть Кранаха и обомлеть

Что представляет собой коллекция картинной галереи? Во-первых, это русское искусство XVIII - начала XX века. Оно представлено произведениями Рокотова, Боровиковского, Тропинина, Брюллова, Серова, Репина. Во-вторых, европейское искусство, представленное голландскими, французскими, итальянскими, немецкими художниками. Среди них работы Брейгеля-младшего, Лукаса Кранаха, учеников Рембрандта. Интересна коллекция произведений русских художников-авангардистов, творивших в 1910-1930-е годы: Фалька, Кандинского, Пальмова, Шагала. И, наконец, большую часть коллекции составляют, естественно, работы приморских художников и скульпторов: Рыбачука, Шебеко, Пыркова, Камалова и многих других.

Знают о нашей галерее и за рубежом. Картины из приморской коллекции экспонировались на многих крупнейших выставках в Японии, Америке, Австрии, Финляндии, Италии.

Находки и потери

Понятно, что сотрудники столичных музеев не хотели расставаться с известными работами и отправляли на Дальний Восток множество малоценных работ, хотя среди них попадались и шедевры. Но многие картины, поступившие из обеих столиц семьдесят с лишним лет назад, имели такие подписи: "Неизвестный художник", "Портрет неизвестного". Установление авторства картин, которым занимаются специалисты галереи, - это очень интересный процесс, напоминающий детективное расследование.

В 1970-е годы некий житель Владивостока принес продать хранившийся дома натюрморт неизвестного художника. Время, влажность, перепад температур сделали свое дело: картина находилась в аварийном состоянии, на ней было трудно что-либо увидеть. Ее отнесли реставратору Светлане Плешивцевой. Когда она восстановила живописный слой, в правом углу открылись авторская надпись - Федор Борзенков - и год создания натюрморта - 1858-й. Это было супероткрытие: картин Борзенкова в России сохранилось - по пальцам пересчитать, а тут такая находка.

Случались в Приморской галерее и кражи. В начале 1990-х украли икону Казанской Божьей Матери. По телевизору показали фотографию этой иконы, обратились к населению. Вскоре воры подкинули ее в милицию. Второй случай произошел в 1993 году - похитители выбрали картину неизвестного художника XVII века "Молитва перед обедом". Произошло это так: в зал пришли двое молодых людей, один стал беседовать со смотрителем, а другой пошел смотреть экспозицию. Потихоньку срезал "Молитву...", положил в сумку и успел спуститься по лестнице. Кто-то из сотрудников галереи нажал кнопку тревожной сигнализации, но было уже поздно. Пригрозив оружием, мошенники скрылись. Картина до сих пор находится в розыске.

Кроме покупки новых работ самой галереей, еще одним источником поступления является... таможня.

Произведения искусства, задержанные на границе при попытке контрабандного вывоза за рубеж, таможенники передают в музей имени Арсеньева и картинную галерею. Только в 2002 году они пресекли 15 попыток незаконного провоза культурных ценностей через границу. Наиболее нашумевшие случаи - когда граждане Южной Кореи и Китая пытались вывезти из Приморья несколько старинных православных икон, складней и церковных книг.

Сейчас сотрудники галереи работают над созданием каталогов, без которых невозможна ни их работа, ни пропаганда искусства, прежде всего современного, ни нормальная коммерческая деятельность. Первый каталог с цветными репродукциями "Русская живопись ХVIII - первой половины XIX века" был издан в 1996 году, и сейчас идет работа над новым, в который войдет более 200 работ. Договор на его выпуск подписан с московским издательством "Белый город".

Здание по Алеутской, 12 - одно из самых старинных во Владивостоке. Построено в 1902 году для местного отделения Русского азиатского банка, созданного ради финансирования строительства КВЖД. Автор проекта - архитектор А. Базилевский. В левом крыле в советское время располагалась сберегательная касса (сейчас - Сбербанк). Архитектура здания выполнена с использованием мотивов в стиле ренессанс.

Наталья Суняшева

Поделиться:

Наверх