66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 1 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Браконьеры открывают кингстоны

Дерзкое затопление сейнера "Альма" переполнило терпение пограничников и контр-адмирала Иванкова

В ночь со среды на четверг к юго-востоку от залива Рында приморскими пограничниками за незаконный промысел краба был задержан РС "Альма", принадлежавший сахалинскому ООО "РК Море" и приписанный к островному порту Невельск. Во время буксировки сейнер чуть было не утащил на дно морское пограничный корабль - браконьеры попытались уйти от ответственности.

На борту судна, задержанного во время выборки крабовых порядков, было обнаружено пять полных чанов с живым крабом самых ценных видов - синим и камчатским. В пересчете на вес - 5-6 тонн продукта. Сейнер официально должен был находиться в японском порту Вакканай с 18 октября прошлого года, но на самом деле вел промысел в российских водах. Успешно, но незаконно. "Альму" уже четыре раза - с 2002-го по 2004 годы - брали с незаконно добытым крабом на борту. Четырежды штрафовали. И столько же раз отпускали...

Вот ведь штука: законы России предполагают максимальную ответственности за браконьерство, похожую больше на дружеское порицание, - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей за 1,2 тонны (и выше) крабов. То есть можно украсть у России хоть 10 миллионов тонн этого ценного ракообразного и отделаться штрафом в щадящем режиме. Именно на это обстоятельство сетовал на брифинге в Пограничном управлении ФСБ России по Приморскому краю начальник отдела береговой охраны контр-адмирал Александр Иванков.

Но вернемся к злополучной "Альме". Когда судно было задержано, капитан Николай Ананьевич (фамилию его в интересах следствия Иванков раскрывать не стал) категорически отказался следовать для разбирательства в Находку, предпочитая... Сахалин, где он рассчитывал на поддержку. Потом капитан солгал пограничникам, заявив, что на сейнере нет топлива. После оказалось, что на судне проблемы с главным двигателем. Поэтому пограничники взяли браконьеров на буксир.

В 3 часа 15 минут инспектор Приморской госморинспекции, находящийся на сейнере, обнаружил, что в трюм поступает вода... из открытых кингстонов. Очень скоро выяснилось: спасти старую "Альму" (она была спущена на воду еще в 1974 году) не удастся. И зиц-капитан, и вся команда отказались спасать корабль. Более того, судно было обесточено, потому и не сработали водоотливные механизмы. Самое забавное, что весь экипаж "Альмы", все 13 человек, как только вода начала поступать в трюм, выстроились на верхней палубе "спакованные" в ожидании спасательной команды.

С экипажем этим вообще история, достойная пера Ильфа и Петрова, приключилась. И капитан, и старпом в судовой роли значатся... простыми матросами. Простые же матросы вообще не значатся никак! Но был, по словам контр-адмирала Иванкова, на "Альме" человек, который судном фактически командовал и раздавал экипажу ЦУ - "смотрящий". Его уже изолировали от всего экипажа. Именно по его приказу, считают пограничники, были открыты кингстоны. Именно он получал приказы с Сахалина о затоплении корабля от настоящих хозяев сейнера. Именно он фактически покусился на жизнь моряков-пограничников и сотрудников госморинспекции, что находились на борту "Альмы" во время буксировки!

По факту покушения на жизнь матросов и инспекторов командование погрануправления готово передать документы в адрес транспортной прокуратуры. А еще пограничники готовы выпустить живых крабов, которые оказались в ловушке на затонувшем сейнере на глубине 125 метров.

Происшествие с "Альмой", похоже, вывело командиров-пограничников из себя. Так, контр-адмирал Иванков заявил, что хочет воспользоваться случаем и обратиться через СМИ к законотворческим органам России, дабы те в ближайшее время пересмотрели законодательную базу в отношении морского браконьерства. И не крови жаждет решительный контр-адмирал (именно по приказу Иванкова обрубили трос, на котором пограничники буксировали "Альму"), а справедливости. По его мнению, браконьеров наказывать нужно конфискацией судов и штрафами более крупными, а не внушительными сроками заключения.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх