66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 0 м/c
23 июня
Среда

Общество

А "серая лошадь" всё скачет...

Живучая городская легенда дала нам целый пласт культуры

Во многих российских городах есть своя "серая лошадь".

В Иркутске - это супермаркет, в Хабаровске - район и ресторан, в Питере так называют кусочек набережной у памятника Петру I. Во Владивостоке - это два огромных жилых дома серого цвета постройки 1930-х годов.

Тёмная лошадка

Почему "лошадь" и почему "серая"? Откуда взялось это название? Удивительно, но этого не помнят даже старожилы. Есть несколько версий рождения этой идиомы.

Поначалу "серой лошадью" называли только один дом - тот, что со статуями. Правда, статуи изображают людей, и почему "серая лошадь" - не совсем понятно. Говорят, что когда-то группа лошадей и даже с колесницей на доме все-таки была и отсюда пошло его название. Но местные жители этого не подтверждают. Да и снимки 1930-х, 1940-х и 1950-х годов не зафиксировали на крыше дома никаких фигур, кроме четырех человекоподобных: красноармейца, рабочей, колхозницы и шахтера.

По второй версии, возле дома со статуями постоянно стояла серая лошадь с повозкой - вот отсюда и пошло название. Правда это или нет, никто подтвердить не может, но эта версия более правдоподобна, так как гужевой транспорт в момент постройки этого дома во Владивостоке еще существовал.

Наконец, третья версия. Не было никаких лошадей - ни каменных, ни живых. Просто так в народном сознании трансформировался образ этих огромных многоэтажных серых зданий, появившихся среди двух-трехэтажных домов на Алеутской и возвышавшихся здесь в роли местных небоскребов. Долгое время это были самые высокие дома в городе - один семи этажей ростом, а другой - восьми. А если учесть, что потолки в этом доме 3,5 метра, то они и сейчас выше многих советских девятиэтажек.

Имперская архитектура

Стиль, в котором построены эти дома, определялся раньше как советский индустриально-монументальный, а сейчас как имперский. Домами в таком стиле в 1930-е годы были застроены не только центр Москвы, но и Берлина, что показывало близость идей большевизма и национал-социализма даже в архитектуре. Точно такими же домами планировалось застроить и весь центр Владивостока по генеральному плану развития города, разработанному главным архитектором Борисом Васильевым в 1938 году.

Этому грандиозному проекту помешала вторая мировая война, но оно и к лучшему. Иначе были бы снесены все старинные здания в старом, историческом, центре Владивостока. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Кто в тереме живёт?

Первые этажи "серых лошадей" нежилые. В 17-м доме раньше располагался детский сад (сейчас там находятся офисы различных компаний), а в 19-м находился знаменитый книжный магазин "Дружба". Это был единственный магазин в городе, где продавалась литература на иностранных языках, позже он был переименован в "Подписные издания", и здесь записывались в огромные очереди люди, мечтавшие выиграть подписку на Дюма, Пикуля и других дефицитных авторов. Рядом с книжным с 1970-х годов поселилось и Приморское отделение Союза писателей СССР (сейчас - России). Но в основном, это, конечно - жилые дома.

Дом на Алеутской, 17, как вспоминают старожилы, строился железнодорожниками, и поэтому большая часть квартир была занята работниками железной дороги. Дом же на Алеутской, 19 строило НКВД, и там проживали в основном сотрудники этой конторы. Затем, конечно, ситуация изменилась, но многие потомки первых жильцов до сих пор проживают в этих домах. Квартиры в домах в основном двух- и трехкомнатные, но есть несколько четырехкомнатных - так называемые генеральские квартиры. Несомненно, в этих домах проживали многие известные в городе люди, но попытки поговорить с аборигенами о каких-либо интересных историях, связанных с жителями "серой лошади", натыкались на упорное молчание - похоже, энкавэдэшная выучка.

И все-таки мы нашли здесь одного интересного человека - старожила Владивостока, поделившегося некоторыми детскими воспоминаниями, связанными непосредственно с "серой лошадью". Римма Алексеевна Мордовцева - дочь известного чекиста Мордовцева, погибшего в 1930-е годы от бандитской пули, его именем назван переулок между Алеутской и Океанским проспектом. Она показала нам уникальный рояль "Беккер" XIX века, который принадлежал ее дяде, знаменитому во Владивостоке врачу Павленко, заведующему краевой больницей с 1927-го по 1953 годы. Рояль этот был центром музыкального кружка, который собирался в доме ее дяди. В этот кружок был вхож и архитектор Порецков - автор главной "Серой лошади". Он был культурным, широкообразованным человеком, прекрасно музицировал и пел, обладая красивым голосом. Этот рояль стоит теперь в квартире Риммы Алексеевны и является живым свидетелем истории, клавиш которого касались руки архитектора Порецкова - "отца" знаменитого здания.

Осталось добавить, что "серая лошадь" дала название ставшему известным далеко за пределами Владивостока литературному объединению. Поэтическая "Серая лошадь" собиралась в здании, где находится Союз писателей, отсюда и имя. В объединении занимались Алексей Денисов (о нем много раз писали "Н"), признанный в 2001 году лучшим поэтом российской провинции, а также Дмитрий Рекачевский - актер, мим, окончивший школу Марселя Марсо в Париже. В книгах и альманахах, изданных в Москве, в интернет-изданиях - везде указано, что они начинали во владивостокской "Серой лошади". Более того, Алексей Денисов создал сайт с этим же названием, презентация которого состоится в конце этого года в Москве. На сайте будут размещаться произведения авторов "Серой лошади", разбросанных ныне по свету. Так что городская легенда жива и продолжает резво скакать по жизни.

Cправка "Н" Здания по Алеутской 17 и 19 были построены в 1938 ( 17) по проекту архитектора А.И. Порецкова и в 1940 ( 19) - по проекту Н.А. Бигачева. Оба здания спроектированы так, что составляют единый архитектурный ансамбль в стиле монументальной советской архитектуры 1930-х годов. В декоративной обработке фасадов широкое применение нашли классические архитектурные формы: колонны, полуколонны, лепные консоли, эркеры, балюстрады, высокий парапет, скульптуры. Скульптурная группа, изображающая символы эпохи, выполнена красноармейцем-самоучкой Черноскутовым и отражает пафос времени. Здания внесены в реестр памятников истории и архитектуры федерального значения и охраняются государством.

Сергей Корнилов

Поделиться:

Наверх