67,72 ↓ 100 JPY
11,50 ↓ 10 CNY
74,00 ↓ USD
65,60 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 3 м/c
16 мая
Воскресенье

Общество

Трагедия от экономии

Экологическая катастрофа на юге Приморья: загублена река Партизанская, находкинскому водозабору грозит отравление. Виной всему - человеческая безалаберность

О том, что в субботу, 22 мая, в Партизанском районе произошло крупнейшее ЧП: селевой поток, прорвав дамбу золоотвала Партизанской ГРЭС, обрушился на станцию Лозовый, уже сообщалось. Но винить тут одну лишь стихию не стоит: ее разгул неизбежно - по принципу "где тонко, там и рвется" - обернулся техногенной аварией, которая, в свою очередь, вызвала экологическую беду. Беду, которой могло не быть...

Извержение грязи

Сергей, местный житель, и его жена оказались очевидцами этого кошмара: "Мы приехали на станцию через два часа после схода селя. Сюда уже пригнали машины, технику. Стоя по колене в жиже, работали солдаты и путейцы - человек 100-150... А меж тем зола, смешавшись с водой, превратилась в неподъемную тягучую массу, стала тяжелой, почти как цемент... Мы стояли на виадуке и сверху видели, как двигалась лавина: дамбу прорвало как раз напротив станции, она хлынула на нее, но уперлась в платформу и составы. Не будь их, Лозовый накрыло бы полностью. Хорошо, что электрички в это время нет - на станции людей не было, иначе смыло бы кого-нибудь точно. Рассказывали, что поток грязи унес две машины, одну из них уже выловили, вторую еще ищут... Потом эта жижа шириной метров пятьдесят двинула в сторону реки Партизанской...".

Когда мы приехали на место происшествия, на бетонном заборе еще были видны следы стихии - высота лавины доходила до полутора метров. А сила ее была такой, что 12-тонную будку протащило несколько метров... Сколько точно тонн золы вырвалось из отстойника ГРЭС, сказать пока никто не может - подсчеты только ведутся. Мы видели образовавшийся котлован - его диаметр не меньше 150 метров, глубина - метров 40. Инженер, который был вместе с нами, сказал, что из него ушло никак не меньше 600 тысяч тонн шлака. Работы на станции идут круглые сутки. Масса уже затвердела, и очищать пути с каждым днем становится все сложнее. Кругом высятся кучи золы, но, говорят рабочие, вывезли уже в три раза больше.

Движение по главному направлению Транссибирской магистрали от станции Находка-Восточная все это время не прерывалось. На расчистке трудятся более 300 человек, ремонтно-восстановительный поезд и более 15 единиц уборочной и землеройной техники. Главная задача железнодорожников - очистить полотно. По словам начальника службы по связям с общественностью Дальневосточной железной дороги Геннадия Ведерникова, ущерб составил 30 миллионов рублей...

Убийство "с признаками аварии"

Местных жителей волнует другое: сколько тонн золы попало в Партизанскую (многие приморцы называют эту реку по-старинке - исконным именем Сучан), а на этот вопрос пока никто не ответил. В первые два дня после происшествия главную водную артерию района было не узнать - вода в реке стала серо-синей, пенной. А потом кверху брюхом поплыла задохнувшаяся рыба - частицы золы забились в жабры... Во вторник мы не увидели ни одного рыбака - ловить здесь нечего. Рассказывают, что мертвую рыбу нашли уже в бухте Прозрачной, а это далеко за Находкой. "Все, убили реку, зола на дне лежит 30-сантиметровым слоем. А в ней же наверняка и соли тяжелых металлов есть", - переживает Сергей, заядлый рыбак...

В субботу, в день ЧП, приезжал на место следователь прокуратуры Партизанского района Алексей Голубцов, взял речную воду на экспертизу. Пока ждут заключения специалистов. А между тем ниже по течению Партизанской стоит находкинский водозабор, обеспечивающий питьевой водой 200-тысячный город и близлежащие поселки.

Сегодня "убийством" Сучана занимается прокуратура города Партизанска и межрайонная природоохранная прокуратура. В контролирующие органы, в том числе в Главное управление природных ресурсов по Приморскому краю и краевой центр Госсанэпиднадзора уже направлены требования провести проверку. И. о. директора Партизанской ГРЭС Александр Паутов сообщил нам, что расследовать происшествие, которое он назвал "технологическим нарушением с признаками аварии" будет комиссия РАО "ЕЭС России", ее представитель уже вылетел из Москвы.

Пока же чиновники ждут экспертиз и готовят высочайший вердикт, местные жители вынесли свой приговор: "Во всем виновата экономия средств - укрепление дамбы золоотвала не велось года три, здесь даже обходчика нет", - сообщил нам один из работников ГРЭС...

P.S. До 27 мая на станции Лозовый должен быть завершен первый этап аварийно-восстановительных работ. До 1 июня - выяснены причины аварии. "Н" будут следить за развитием событий.

Наталия Алешина

Поделиться:

Наверх