65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 2 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

Кто спасёт Золотой Рог?

Весной акваторию Владивостока неминуемо ждёт экологическая катастрофа: на борту ушедшей под воду субмарины Б-101 хранились десятки тонн дизтоплива

"Н" уже сообщали о рождественском ЧП. 7 января, в праздник, когда на флоте по давней традиции не проводится никаких работ и авралов, в акватории набитой военными кораблями и судами бухты Улисс с разрешения флотского начальства была предпринята попытка перешвартовки к пирсу - для последующей разделки - лежавшего на мели корпуса списанной боевой подводной лодки. Попытка окончилась плачевно: сдернутая с грунта на глубину субмарина, едва отойдя от места многолетней стоянки меньше сотни метров, сразу же осела в воду и, хлебнув открытыми - вопреки всем инструкциям! - технологическими люками аккумуляторных отсеков морской водички камнем упала на дно.

Как это случилось

По словам очевидцев авантюры, обошлось без жертв: буксиры быстро отдали концы и вовремя отошли от борта вставшей на корму тонущей подлодки, а швартовная горе-команда – почему-то трое китайских граждан – вовремя эвакуировались с надстройки Б-101 на льдину, откуда их чуть позже, как героических папанинцев, снимал ледокол...

Уже очевидно, что главными виновниками инцидента стали коммерсанты – владельцы списанной ПЛ. Ее корпус был и остается герметичен. Перед буксировкой из трюмов лодки была откачана вся скопившаяся за годы отстоя вода. Однако грубейшим нарушением правил мореплавания явилось то, что перед перешвартовкой (видимо, хозяева решили, что перегон на несколько сотен метров – пустяки) не были загерметизированы люки для погрузки аккумуляторной батареи во 2-м и 4-м отсеках: на давно накренившейся Б-101, как и на всех лодках этой серии, они расположены очень близко от уреза воды и ватерлинии. Для безопасности их нарастили ограждающими шахтами, однако на чистой воде шахту 4 отсека мгновенно срезало наползшими на борт льдинами и торосами, и в отсек хлынула вода. Приняв на борт всего за несколько минут около 15 тонн забортной воды, лодка получила значительный дифферент на корму и с задранным к небу носом ушла под воду на глубине 12-18 метров.

Соляр, соляр, кругом соляр

Писали мы и о главной проблеме: о том, что в топливных цистернах Б-101 находится несколько десятков тонн дизтоплива и других ГСМ, что грозит не только небольшой бухте Улисс, но и всему огромному Золотому Рогу серьезным экологическим бедствием.

Убедиться в этом легко. Январские морозы быстро скрыли огромную полынью на месте катастрофы, и в конце прошлой недели я по прочному льду прошелся над затонувшей ПЛ и своими глазами увидел, руками пощупал, а носом издалека почувствовал: дизтопливо (в народе – солярка) из цистерн Б-101 хлещет в бухту каспийским нефтеносным фонтаном.

Сейчас огромное нефтяное пятно сконцентрировано на площади около 300 кв. метров, подо льдом на месте аварии. Однако соленый морской лед порист: легкая солярка под давлением воды поднимается наверх сквозь его полуметровую толщу и скапливается в трещинах на поверхности ледового поля незамерзающими нефтяными озерцами, которые я при помощи подручной ветоши даже сумел поджечь.

Дальнейшее предугадать нетрудно. Уже в марте вместе с тающим льдом нефтепродукты в виде укупоривающей и непроницаемой пленки разольются по всей акватории бухты Улисс и выплеснутся в Босфор Восточный, откуда приливо-отливные течения разнесут утопленные недобросовестными коммерсантами соляр, мазут и ГСМ по всему Золотому Рогу и даже заливу Петра Великого, которые загадят не только городские пляжи, но и нерестилища рыбы, краба, гребешка и креветки...

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх