67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 9 м/c
08 мая
Суббота

Общество

Солярные призраки корабельного кладбища

ЧП, случившееся недавно в акватории Владивостока, по некоторым данным, может поставить под угрозу экологическую безопасность краевого центра и всего южного Приморья

Неделю назад, 7 января, в бухте Улисс затонула списанная подводная лодка Б-101 641-го проекта (по натовской классификации, "Фокстрот"). При падении она легла на дно так, что перекрытым оказался фарватер для танкеров. Об этом "Н" сообщил источник, пожелавший остаться неназванным. Будучи списанной еще в 1996 году и выведенной из состава ТОФ, эта субмарина в 2000 году была продана коммерческой структуре "Фонд морских чрезвычайных ситуаций".

Форс-мажор рядового перехода

Б-101 в своей жизни испытала многое: родившись на стапелях Северодвинска в начале 1960-х, она перешла Севморпутем на Камчатку, откуда в 1969-м - после многомесячной боевой службы в Тихом океане - была переведена в соединение дизельных ПЛ в бухту Малый Улисс, где на протяжении двадцати с лишним лет выходила в море, стреляла, выполняла другие боевые задачи. С 1992 года эта лодка вместе с 15-ю другими корпусами данного проекта была выведена в отстой (консервацию), а затем списана из состава соединения и выведена на вечный прикол в северную часть бухты Улисс - своеобразное морское кладбище кораблей и судов ТОФ. Около семи лет она пролежала на грунте в полузатопленном состоянии - сначала у пирса в родном соединении, потом - на корабельном кладбище. Соседствовавшая с ней субмарина некоторое время назад была доставлена по морю в Дальзавод, где ее разделали. А эта, по данным того же источника "Н", продана китайцам без "зачистки" (освобождения от остатков топлива. - Прим. ред.).

Взялась вытаскивать Б-101 из Улисса в нынешнее Рождество некая российско-китайская фирма, предварительно обратившаяся за помощью в ЗАО "РИМСКО". Процедура перешвартовки в пределах одного морского порта для таких специалистов - обычное, рядовое мероприятие. Об этом заявил "Н" вице-президент компании "РИМСКО" Александр Дубров.

По данным источника "Н", в лодке в открытых цистернах находится 15 тонн дизтоплива, а в закрытых - еще 40 тонн. В случае попадания соляры в акваторию неминуема экологическая катастрофа. Сейчас вылившееся топливо находится подо льдом, а весной окажется на поверхности воды. В минувшие выходные корр. "Н" наблюдали в месте аварии работу судна ледокольного типа - не исключено, что "хозяева" готовят полигон для подъема затонувшей субмарины. А рядом, за боновыми воротами, промышляла камбалу подледного лова небольшая МРС - и очень может быть, что та камбала уже нахлебалась медленно мигрирующих из трюмов ПЛ соляра и масел...

Китайцы всюду

Как сообщил источник "Н", к моменту буксировки собственником списанной подлодки стало совместное предприятие, реальными хозяевами которого являются граждане КНР, а основным учредителем значится Даляньская международная океанская рыболовная компания. Однако, как видно, для рыболовецкой фирмы стальная "рыбина" тоже представляется неплохим уловом.

Когда специалисты по утилизации списанных подлодок предложили услуги по подготовке Б-101 к разделке, китайцы категорически отвергли это предложение. Хотя сотрудники компании "РИМСКО" предупреждали их об опасности, таящейся в транспортировке подобного груза - корпуса подлодки, из которого только откачана вода, и более никаких подготовительных работ не произведено.

Доступ в акваторию бухты Улисс, по словам президента ЗАО "РИМСКО" Фазила Алиева, был санкционирован портконтролем. А поскольку с кладбищем списанных кораблей соседствуют войсковые части, с материалами служебного расследования по факту этого инцидента руководство компании предполагает ознакомить командование ТОФ. Остается не совсем понятным то обстоятельство, как на территории, сопредельной с минобороновскими владениями, оказались представители иностранной державы. "Н" намерены следить за тем, как будут разворачиваться события дальше, и информировать читателей о разрешении ситуации.

Большие подводные лодки проекта 641 ("Фокстрот") в основном строились на заводе "Судомех" (Ленинград) с 1958 года и частично на заводе № 402 (Северодвинск) в 1962 году. Водоизмещение - 1950/2400 кубических метров, предельная глубина погружения - до 300 метров. Лодка двухкорпусная, трехвальная. Запас топлива обеспечивал дальность плавания до 20000 миль и автономность до 90 суток. На вооружении имелось 10 торпедных аппаратов (6 носовых, 4 кормовых), запас торпед - 22. Технические решения проекта 641 в значительной степени использовались при проектировании больших противолодочных подводных лодок проекта 641Б ("Танго").

Георгий Кулаков, Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх