65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 3 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

Помощь идёт

Их мало. Они приходят первыми, чтобы выручить нас из беды. Рискуя собой, они спасают других. Имя им - спасатели

Алена Ортман, Георгий Кулаков, Яна Хазова

27 декабря все сотрудники спасательных служб страны отметят свой профессиональный праздник. Спасатели как отдельная каста силовиков, структура еще достаточно молодая, но уже уверенная в себе. На ее счету - десятки тысяч спасенных жизней, тысячи разобранных завалов, сотни походов в пекло и обратно. Не случайно на погонах у главного МЧСника страны Сергея Шойгу - по четыре шитых звезды, что соответствует армейскому званию "генерал армии". С 1991 года, когда появилось МЧС, времени прошло не очень много, но все жители России поняли, что без спасателей обойтись в современных условиях невозможно.

ГСС: Город Спит Спокойно

Служба спасения города Владивостока отмечает вместе с профессиональным праздником 4-летие со дня своего основания.

Владивосток, как и любой приличный город, не мог долго обходиться без собственных сил для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые в нашем крупном и активном краевом центре возникают регулярно. Поэтому и появилось Городская служба спасения - ГСС. Как шутят сами городские спасатели, ГСС - это значит: "Город Спит Спокойно".

Хроника происшествий уходящего года:

  • Апрель. На форте №4 туристы обнаружили мужчину со сломанной ногой, лежащего на глубине 30 метров внутри сооружения. "Скорая" к форту проехать не смогла. Спасателям после оказания первой помощи пришлось поднимать пострадавшего на поверхность по узким извилистым коридорам.
  • 5 мая. Район площади Луговой. Водитель "Крузера", выезжая с автомобильного рынка, не заметил локомотива, сдающего назад. В итоге машина оказалась затертой между бетонной стеной и последней платформой. К счастью, никто не пострадал.
  • 22 июля. Патруль аварийных комиссаров службы спасения, работая на ДТП в районе Инструментального завода, увидел машину "Тойота-Надя", объявленную милицией в розыск. Спасатели связались с милицией и "вели" угнанное авто до Котельникова, где сдали автоворов с рук на руки милиционерам. В тот же день им удалось предотвратить "раздевание" припаркованного возле ДКМ микрогрузовика - воры были также задержаны и переданы в руки правосудия.
  • 6 августа. Надибаидзе, 1. Недавно освободившийся из мест лишения свободы мужчина угрожал выброситься из окна восьмиэтажки. Городские спасатели долго вели переговоры с потенциальным самоубийцей. В конце концов, он отказался от задуманного.
  • 10 сентября. Пушкинская, 10. У бронированного инкассаторского грузовика "Урал" на спуске отказали тормоза. Груженный деньгами автомобиль несся по дороге, сбивая машины. В конце концов, переехав припаркованный "Ниссан-Лаурель" и чудом не улетев в толпу студентов, "Урал" остановился прямо на крыше "Волги". Первыми на месте оказались городские спасатели. Двух человек спасти не удалось: грузовик сбил пешехода и проехал по водителю "Волги". С помощью тяжелой техники спасатели ликвидировали ЧС.
  • 2 февраля. Некрасовская, 50. Горели 6-8-й этажи гостинки. Спасателям совместно с пожарными пришлось эвакуировать жителей верхних этажей, поскольку было сильное задымление. На счету тех, кто работал на этом пожаре, не одна спасенная жизнь - людей доставали практически из огня. Работу осложняло то, что коридоры гостиники были заставлены ящиками и перегорожены железными дверьми.

Случай из практики

75-летний больной старик, чтобы не быть обузой для близких, выбрал свой способ уйти из жизни. 20 мая, дождавшись, пока из квартиры уйдет его дочь, дедуля попытался сброситься с балкона пятиэтажки. Слава богу, не сразу набрался смелости - успели приехать спасатели. Повиснув на высоте 5 этажа, Ваграм Кочарян попытался втолкнуть пожилого мужчину с балкона в квартиру, но тот разжал ладони... На протяжении 20 минут Ваграм удерживал старика на руках, преодолевая его сопротивление и пытаясь вместе с ним попасть на балкон. За дверьми закрытой квартиры плакала и просила помочь вернувшаяся дочь. Спасателю удалось забраться на балкон вместе со стариком. Пока родные плакали, обнимались и разговаривали, дежурная смена уехала на следующий вызов.

С чем пришли к четвёртой годовщине?

С начала 2003 года впервые на Дальнем Востоке именно в службе спасения появились аварийные комиссары, которые значительно облегчили жизнь автолюбителей. Теперь на ДТП спасатели не только оказывают помощь пострадавшим, но и помогают участникам аварии решать вопросы по возмещению ущерба. Существует в службе и собственное отделение газоспасателей, которые могу ликвидировать аварии на химически опасных объектах, коих во Владивостоке более 20-ти. Начата работа по обеспечению безопасности отдыхающих на пляжах людей, и в следующем году планируется на всех пляжах Владивостока поставить спасательные посты и вышки. Наконец, в городе появился центр подготовки спасателей - первый в Приморье. Здесь будущие спасатели проходят медподготовку, учатся работать со специальным оборудованием, которое необходимо для разгребания завалов, разрезания машин, работе на пожарах, изучают химическую защиту, связь, топографию, альпинизм, вождение маломерных судов.

Женское лицо в суровом контексте

Есть в службе спасения спасатель-женщина - единственная в Приморском крае. То есть аттестованных спасательниц, может быть, и много, а вот чтобы кто-то реально из этого множества взялся за нелегкую даже для мужчин работу - такая только одна. Самое привлекательное лицо городской службы спасения - Жанна Степерева. Будучи профессиональным медиком и не один год отработав в реанимационной бригаде "Скорой", Жанна была практически готовым спасателем с самого начала и сразу после появления в службе стала работать наравне с мужчинами.

Спасать всегда

Свой профессиональный праздник сотрудники краевой поисково-спасательной службы (ПСС) встречают, как обычно, - на работе.

Первые среди равных

Приказ о формировании краевой ПСС был подписан председателем Госкомитета по чрезвычайным ситуациям 21 ноября 1992 года. В ту пору это было единственное на Дальнем Востоке подразделение, от которого впоследствии отпочковались спасательные службы Хабаровского края, Сахалинской и Камчатской областей.

За время существования краевой ПСС ее сотрудники работали на местах самых серьезных (и одновременно - трагических) событий в современной истории Дальнего Востока. Это окрестности приморского села Новонежино (пожар и взрывы на арсенале в 1994 году), трагедия в Нефтегорске (1995 год), ежегодные наводнения в Приморском крае (исключение составляет лишь нынешний засушливый год) и Якутии (2001 год), на местах падения самолетов (в 1996-м и 1999 годах) и вертолета с губернатором Сахалина (2003 год)...

Приморская краевая служба спасения финансируется из бюджета Приморского края, подчас вынуждена командировать сотрудников для выполнения специальных заданий не только по краю, но и за его пределы. Опыт приморских спасателей оказался очень кстати при поисках пропавшего вертолета с губернатором Сахалина и другими высокопоставленными пассажирами. Тогда, как рассказал "Н" начальник Приморской краевой поисково-спасательной службы Сергей Кондратенко, семеро приморцев вместе с коллегами из Камчатской ПСС бороздили небо на вертолетах, пешком обследовали возможные места падения винтокрылой машины. Наконец, именно им выпало обнаружить и тела погибших...

В постоянной готовности

В коллективе поисково-спасательной службы есть семь человек, чей стаж работы уже перевалил за десяток лет. Два человека из числа сотрудников удостоены орденов Мужества, шестеро - медалей "За спасение погибавших". Именно люди, ценные кадры, - это то, чем славится Приморская краевая ПСС. А техника - едва "живые" УАЗики и ГАЗы-66, полумертвые средства связи... Между тем, по замечанию специалистов МЧС, наш край - наиболее уязвимая территория России по сочетанию природных и техногенных источников опасности. Вывод напрашивается сам собой...

За 2003 год сотрудники краевой ПСС работали над разрешением 137 различных чрезвычайных ситуаций, в том числе - по восьми природным и шести техногенным, одному случаю, связанному с туризмом, и пятью - с водолазными спусками. Общее число пострадавших в ходе чрезвычайных ситуаций за 2003 год - 84, из них 46 - спасены, 36 - погибли и двое пропали без вести. При работе в условиях чрезвычайных ситуаций сотрудники краевой ПСС использовали девять вертолетов, 103 автомобиля и 15 различных плавсредств.

Один из многих

Дмитрия Олексюка застать на базе "Владспаса" оказалось не так-то просто. Буквально за два часа до нашей встречи - около девяти часов вечера 23 декабря - он приехал с очередного места происшествия. Возле остановки "ДСК" автомашиной был сбит пешеход. Информацию о ДТП и потерпевшем по рации принял оперативный дежурный "Владспаса", и Дмитрий - он в тот день был дежурным спасателем - выехал на место. Оказав первую доврачебную помощь, он передал потерпевшего в руки медиков "Скорой".

Буквально два месяца назад Дмитрий Олексюк, сам того не ожидая, получил задачу - помочь сотрудникам Океанского отдела милиции. В одном из многоэтажных домов в окрестностях Фанзавода на верхнем этаже спрятались двое мужчин, находившихся в розыске за совершение двойного убийства. Попасть в квартиру с металлической дверью оказалось непросто - замки можно было открыть только изнутри. А вот для Дмитрия это сложности не представляло. С помощью альпинистского снаряжения он проник в жилище с крыши, через балкон. В это время подозреваемые спали. В том, что это были именно искомые, сомнений не было: у одного виднелись следы крови на одежде, у другого - на обуви. Обоих "под белы рученьки" вывели из квартиры милиционеры...

День за днём

По словам руководителя "Владспаса" Александра Малахова, за всю пятилетнюю историю службы было столько всего, что на воспоминания просто нет времени - работать надо... В этом году, например, спасателям пришлось выводить со станции замены масла в центре Владивостока автомобиль, на котором преступники установили самодельное взрывное устройство. Применить гидравлическую пушку для разрушения бомбы на месте сотрудники ФСБ не решились: очень велика была угроза взрыва. Пришлось ее уничтожать после того, как спасатели отогнали автомобиль в безопасное место.

За пять лет существования "Владспаса" его сотрудники провели свыше семи тысяч спасательных операций. И все они завершились успешно. В настоящее время действуют филиалы службы - в Надеждинском и Кировском районах, в городах Фокино и Арсеньев. В реальной перспективе сеть подразделений дополнится отрядами спасателей в Шкотовском районе и в Уссурийске.

Дай бог прожить без катастроф

В минувший вторник приморская комиссия по чрезвычайным ситуациям под председательством первого вице-губернатора Федора Новикова подводила итоги работы за 2003 год. Среди всех служб - противопожарной, охраны правопорядка и прочих, имеющих отношение к ликвидации ЧС, - лучшей была названа медицинская.

Экстренной медпомощи как таковой в России до 1990-х годов прошлого века не существовало. Как говорится, "пока гром не грянет...". И он грянул - в Армении. Это землетрясение стало толчком для создания союзной службы экстренной медицинской помощи, которая в 1994 была реорганизована во всероссийскую службу медицины катастроф. Ее подразделение было создано и в Приморском крае, правда, сначала только на бумаге. И, когда в 1995-м в Нефтегорске произошла трагедия, на Сахалин вылетела бригада медиков, сформированная из сотрудников городской ("тысячекоечной") больницы Владивостока, - "катастрофщиками" еще и не пахло.

Датой своего настоящего рождения сотрудники Приморского регионального центра медицины катастроф считают осень 1996 года, когда руководитель крайздрава Юрий Селютин объединил в одно учреждение учебно-тренировочный центр при "тысяче" и подразделение ККБ № 1 (санавиацию).

Сейчас для ЦМК существует три режима работы. Ежедневный - когда дежурные врачи отправляются в города и районы края, где нет своих нейрохирургов, камбустиологов (т.е. специалистов по лечению ожогов), других узкопрофильных специалистов, где оборудование устаревшее и его катастрофически не хватает. Режим чрезвычайных ситуаций - при этом ЦМК берет на себя роль координатора. И совсем уж нежелательный распорядок - режим военного времени.

В структуру приморской службы медицины катастроф, кроме ЦМК, который выполняет роль штаба, входят "Скорые" всех населенных пунктов, нештатные формирования (бригады, которые при ЧС мобилизируются и выезжают на место), бригады доврачебной и специализированной помощи, формирования ведомств (противочумной лаборатории, СЭН и т.д.). ЦМК располагает информацией о наличии в крае спецтранспорта, коечного фонда и запаса медикаментов, чтобы знать, куда и на чем доставлять пострадавших.

Михаил Кротенок, замглавврача ЦМК: - Во время пожара во Владивостоке на Некрасовской, 50, как только поступил звонок от "Скорой", дежурный врач оповестил руководство. Мы оценили ситуацию: горят 6-8-й этажи - выше еще один этаж, малосемейка - коридоры длинные, и дым будет распространяться по ним, число пострадавших может быть до сотни человек, то есть СМП Владивостока самостоятельно не справится. Были оповещены приемные отделения всех стационаров, и в первую очередь, конечно, ожоговый центр. Оперативную группу возглавил главврач ЦМК Александр Партин, загрузили машину медикаментами и отправились на место. Но там стало понятно, что привлечения дополнительных мощностей не требуется - "Скорая" успевает... Или, скажем, взрыв на шахте в Партизанске. Мы сразу же отправили на место реаниматолога и камбустиолога. Но медслужба в Партизанске уже самостоятельно справилась с распределением пострадавших. Можно считать это показателем нашей хорошей методической работы. За всю нашу историю, к счастью, не было крупных происшествий - когда поступает множество раненых, их надо сортировать, распределять по лечебным заведениям. Дай бог, чтобы и дальше их не было...

Поделиться:

Наверх