65,53 ↑ 100 JPY
11,26 ↑ 10 CNY
72,03 ↑ USD
64,44 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 4 м/c
17 июня
Четверг

Общество

И лудим, и паяем, и машины угоняем

Те, кто поставил криминальное ремесло автоугонщика на поток, - люди изворотливые и обеспеченные, способные платить двум-трём личным адвокатам многодолларовые гонорары

Сценарий всегда один

14.01.2003. 22 часа. Дежурный докладывает заместителю начальника отдела по раскрытию краж и угонов оперативно-сыскного управления (ОСУ) угрозыска края Василию Сагайдаку: "Только что экипажем спецроты ГАИ в районе улицы Сабанеева задержана автомашина "Тойота Камри". Год выпуска - 1993-й, красного цвета без номеров. Предположительно, угнана из гаража. Задержан подозреваемый, доставлен в дежурную часть ОСУ УУР УВД края..."

- Вот увидишь, - говорит мне Сагайдак, - сейчас его доставят сюда, и он начнет рассказывать, что шел мимо, никого и ничего не трогал, а менты его, бедного, схватили почем зря.

Как в воду глядел майор. Парнишка лет двадцати, задержанный по подозрению в угоне, действительно сходу начинает канючить: "Я, в общем-то, не понимаю, что случилось. Друг попросил меня забрать машину..."

Недетские догонялки

О том, как происходит задержание угонщика, хорошо знает и.о. замкомандира спецроты крайГАИ Геннадий Дорохов. 8 октября 2002 года ему лично пришлось участвовать в преследовании автоворов. В два часа ночи в районе проспекта Красоты на сигнал инспектора не остановилась машина "Судзуки Самурай". Иномарка виляла, стараясь оторваться от преследования, едва не сбила инспектора и постоянно пыталась спихнуть гаишные машины с трассы. Погоня была лихая, с петлями, только улицы мелькали: Сабанеева, Черняховского, Ладыгина, Нейбута...

Как выяснилось уже позже, вообще угонщик рвался на Третью Рабочую. Остановить его смогли только пули - сотрудники ГАИ стреляли в воздух, затем по колесам. Потом в корпусе машины были обнаружены четыре пробоины, у напарника угонщика, находившегося в салоне, оказалась прострелена рука (стрельба была признана правомерной). По признанию Геннадия Дорохова, такие реальные ночные догонялки и не снились создателям самых крутых боевиков.

И на старуху бывает проруха

Весной 2002 года сотрудникам отдела удалось задержать бригаду некоего Кеши - личности, довольно известной во Владивостоке. Бригада состояла из троих парней и одной девушки - именно она была в группе водителем. Папа этой девицы в свое время был известным в крае автогонщиком, он и научил ее профессионально управлять машиной.

Работали ребята слаженно. Подъезжали на микроавтобусе, например к "Паджерику", двое следили за обстановкой, один менял замок на пустышку. Из крупных дел за Кешиной бригадой числятся пять угнанных и проданных джипов. Все они были найдены и возвращены хозяевам, а лидер угонщиков отправился в колонию на долгих семь лет.

Правда, сами оперативники отмечают, что не всегда все складывается так удачно. Многие организаторы угонных групп - люди суперобеспеченные. Их невиновность в суде пытаются доказать сразу два-три адвоката, а размер максимального гонорара может достигать пяти тысяч долларов. Что же касается рядовых угонщиков, то это, как водится, гуляки по натуре, добытые деньги они легко спускают в кабаках. А оказавшись на мели, берутся за прежний бизнес. Ни для первых, ни для вторых нет ничего невозможного: как сказал Василий Сагайдак, если машину захотят угнать - ее угонят...

Топ-пятёрка самых угоняемых авто

1. "Тойота Ленд Крузер". Лидер по числу угонов. Обычно угонщики выбирают модели 1993-1994 годов выпуска. Способ угона прост: на ключ-заготовку (без зубцов) прикрепляется ручка, которая позволяет с силой провернуть его в замке. Таким же способом вскрывают и замок зажигания.

2. "Мицубиси Паджеро" - тоже популярная модель для угона. Вор, пользуясь тем, что хозяин оставляет машину без присмотра, выбивает замок из крышки бензобака, вставляя взамен пустышку, открывающуюся любым ключом. По замку делается ключ...

3-е, 4-е и 5-е места занимают машины семейства "Тойота": "Королла", "Карина" и "Калдина". Способы угона типовые, кроме того, задачу ворам облегчает то обстоятельство, что на таких автомобилях, как правило, нет сигнализации или она не такая навороченная, как на джипах.

Словарь автоугонщика

Отстойник. Место, в которое воры прячут свежеугнанную машину, чтобы она простояла некоторое время, пока не утихнет шум, связанный с ее поисками. За это время ее успевают перекрасить и перебить номера кузова и двигателя. Для отстойника снимают пустующий гараж в ГСК (иногда этот гараж просто внаглую вскрывают, пользуясь тем, что хозяин в отъезде).

Сибирские скупщики. Это, как правило, заказчики из городов Сибири. Они приезжают со списком машин нужной модели, находят угонщиков, и те работают над заказом. Сами бригады сибиряков никогда не занимаются угонами.

Гастролеры. Приезжают из районов Приморского края, как правило, вдвоем. Доезжают на автобусе до автовокзала, потом идут пешком по городу, высматривая машины, оставленные на улице. Ломают замки и, пользуясь тем, что машина не числится в угоне, спокойно за час доезжают до Артема или Уссурийска и там практически за бесценок сдают машину скупщику.

Следует разделять такие виды преступлений, как угоны и кражи автомототранспорта (АМТ). Угон, согласно УК РФ, - это завладение чужой машиной без цели хищения. Кража - это как раз тот случай, когда машина пропадает и незаконно переходит к другому хозяину. За 2002 год отделом ОСУ по борьбе с угонами АМТ совместно со спецротой крайГАИ раскрыто 14 угонов и 24 кражи. Раскрыто также 140 краж из автотранспорта, в основном речь идет об оптике. Особенность работы угонного отдела ОСУ заключается в том, что среди автомобилей, разысканных и возвращенных ими владельцам, большое количество джипов. А джипы, как известно, угоняются во Владивостоке только под заказ. Кстати, сотрудники милиции отмечают, что наличие сигнализации мало что меняет: начинающего угонщика или наркомана они еще, может, и остановят, а вот профессионала, работающего на заказчика, далеко не всегда.

Александр Огневский

Поделиться:

Наверх