65,53 ↑ 100 JPY
11,26 ↑ 10 CNY
72,03 ↑ USD
64,44 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 3 м/c
17 июня
Четверг

Общество

Три важных урока жизни

Накануне отмечаемого 21 сентября девятилетия "Новостей" наш корр. вместе с сотрудниками милиции побывал в шкуре учителей ОБЖ

Как я стал учителем

Честно признаться, со школьной поры я не очень люблю учителей. Причин тому масса: тут и явно заниженные оценки в аттестате, и столкновение еще в школьные годы с нелучшими представителями профессии, и кумовство и т.п. Но, если честно, ежедневная работа на криминальном направлении, когда каждый третий материал посвящен подростковой преступности, заставила самому пойти в народ. А именно - в старшие классы владивостокских школ преподавать ОБЖ. Не всех, конечно, школ, а некоторых. И только на один день. А чтобы моя поездка была вполне легитимной, я взял с собой двух сотрудников Советского РУВД - замначальника ПДН Ольгу Вялову и инспектора штаба РУВД Анну Ус.

У кого есть лишние 50 000 долларов?

Урок (для нас) первый. Школа 48, 11 "г". У них только-только началась литература. Они должны были изучать символизм Блока. И тут мы. Почетную миссию открывать урок взял на себя я. "Здравствуйте. Можно для начала вопрос? Представьте: у вас в кармане - 50 тысяч долларов. Что вы будете делать?" Версии у всех разные, но абсолютно здравые - оплатить учебу в вузе, купить квартиру, машину, вложить в бизнес и т.д. "А вы знаете, что этой суммы вам едва хватит на год употребления героина?" По возникшей паузе понял: пробило.

Мы разговаривали с ними на равных: подростки задавали вопросы один за другим. Их интересовало буквально все: можно ли с судимостью поступить в вуз, что считать пределом необходимой обороны и так далее. Сотрудницам Советского РУВД пришлось выдержать шквал вопросов, посвященный неправомерным действиям милиционеров. Ученики жаловались, что на улицах их регулярно шмонают не всегда трезвые милиционеры, что пэпээсники не представляются, когда подходят проверять документы, а если кто из подростков пытается что-то сказать против, грозят привлечь за сопротивление. Видимо, в народ надо чаще выходить не журналистам, а все-таки милиционерам. Ольге и Анне пришлось объяснять, что в подобных ситуациях надо обращаться в районную прокуратуру и что милиционеры за свои неправильные действия тоже отвечают перед законом.

Еще один вопрос хотелось бы переадресовать руководству уголовного розыска УВД края: практически все парни говорили, что в разных местах города у них пытались отнять деньги так называемые "трассовые", они же - "разводные бригады". Тут у нас впервые за все время выступления возникла трудность: детки спрашивали, как вести себя в случае столкновения с разводящими. Я говорил, что от разговора с ними надо любыми способами уклоняться, но возникал другой вопрос - что делать, если столкновения избежать не удалось? Вялова как человек с опытом предложила им вариант - деньги отдать, приметы нападавших запомнить и тут же сообщить в милицию. Ребятам этот вариант не понравился, предложение было встречено гулом неодобрения. Но третьего варианта у нас, к сожалению, не было... Будем учиться.

Урок второй

10-й "в" из школы 63 из-за нас остался без урока географии, за что ребята были нам очень благодарны. Здесь мне уже пришлось рассказывать не столько о 50 тысячах долларов, сколько о том, во сколько раз химка, тарен и героин сильнее и вреднее водки. Не знаю, как их проняло сообщение о героине, а вот рассказ о том, что столь любимый в районе Второй Речки халинотропик тарен, щедро продаваемый вороватыми военнослужащими, вреден хотя бы потому, что разгоняет в десятки раз обмен веществ, на что организм подростка не рассчитан, вызвал определенную заинтересованность. И хотя звонок, который, как мне показалось, прозвучал очень быстро, не дал десятиклассникам возможности задать вопросы, из их реплик было понятно, что хвалиться своей наркозависимостью - дело не очень популярное.

В начале нашего импровизированного урока некий юноша в больших очках заявил, что "некоторые не только знают, но и пробовали", и глупенько захихикал. Тут же на него зашипели со всех сторон - "Ботан, заткнись", "Ботан, не коси под нарика", "Ботан, ты дурак". В общем, процесс воспитания масс шел при поддержке самих масс.

Урок третий и последний

Начиная свой третий урок (10 "а", школа 61), я понял, что жутко устал. Пришлось использовать старый пассаж про 50 тысяч (надо сказать, что реакция была адекватной), привести цифры (100 рублей стоит одна дорога героина, умножьте на 30, у вас есть такие деньги?) и перевалить вопросы профилактики на плечи девушек из Советского РУВД. Все, на третьем уроке мое красноречие иссякло. Надо сказать, что и здесь было немало вопросов: про неправомерные действия милиции и самооборону, с какого возраста продается газовое оружие, можно ли в 16 лет купить пневматический пистолет, что делать, если на тебя нападают с ножом?

Из полученного опыта я сделал несколько выводов: милиции надо быть ближе к народу, школам - сделать больше правоохранительного уклона в ОБЖ, и всем - читать газету "Новости".

Александр Огневский

Поделиться:

Наверх