66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 0 м/c
23 июня
Среда

Общество

Кто научит детей безопасности?

70-летний житель Владивостока посвятил жизнь тому, чтобы донести детворе жизненно необходимые знания - правила дорожного движения

Каникулы на исходе. Одним школьникам они запомнились солнцем и морем, другим - отдыхом у бабушки в деревне. А кому-то из приморских ребятишек пришлось провести каникулы на больничной койке с переломами и другими травмами, что, согласитесь, очень плохая тема для сочинения "Как я провел лето".

Одни взрослые предпочитают бегство...

Только за последние два с половиной месяца и только во Владивостоке на дорогах пострадало 53 ребенка в возрасте от 2 до 15 лет, из которых двое погибли. В основном детей у нас сбивают, причем автовладельцы так пугаются ответственности, что многие скрываются с места происшествия, не оказав ребенку помощи. Вот самые показательные примеры.

14 августа на внутридворовой дороге женщина, сидевшая за рулем "Тойоты Терсел", сбила 9-летнюю девочку и скрылась. В этот же день на острове Русском водитель микроавтобуса сбил двухлетнего мальчика. Скрылся. 15 августа пассажирским автобусом "Азия" сбита 14-летняя девочка. В крае ситуация не лучше - только за одни сутки 19 августа было зафиксировано два серьезных ДТП: в Надеждинском районе 16-летний мотоциклист сбил 3-летнюю девочку, а в Яковлевском районе водитель автомобиля сбил 5-летнюю девочку. Тоже скрылся, но был задержан. Продолжать?..

...другие берут на себя ответственность

Живет во Владивостоке удивительный человек - Юрий Иванович Слободянников. Редкий, да что там - уникальный энтузиаст, благодаря которому спасены тысячи детских жизней.

Когда более тридцати лет назад парторганизация направила Слободянникова в подшефную школу в Первомайском районе вести пропаганду правил дорожного движения среди школьников, он воспринял это как каторгу. Как вспоминает Юрий Иванович, "сложно было переквалифицироваться из судового механика в няньки". Но, наверное, это и есть судьба - почти все в его роду были учителями, включая и жену. А в 1968-м в семье Слободянниковых произошла трагедия - под колесами машины погиб семилетний сын Сережа. Ту боль Юрий Иванович так и не смог пережить. С тех пор пропаганда дорожной безопасности стала смыслом его жизни: он решил, что если не смог уберечь сына, то может искупить свою вину, спасая других детей. Так бывший механик остался работать при школах Первомайки. Сегодня ему 70 лет, но он по-прежнему считает своим долгом не просто преподавать ПДД - воспитывать ребят.

Людмила Пархоменко, начальник отдела пропаганды горГАИ Владивостока:

- Раньше ЮИДовское движение было действительно массовым и деньги на это дело выделялись отдельной строкой из Москвы. Отряды юных инспекторов движения были везде, даже в самых отдаленных районах края - Тернее, Ольге, Чугуевке. В конце 1980-х ГАИ Владивостока сделала даже на своей базе Академию ЮИД - эту идею мы заимствовали в Воронеже и приглашали оттуда специалистов по обмену опытом. Помимо министерства, нам помогали Госстрах, ВОА и спорткомитет "Динамо". Посмотрите только на географию движения: Симферополь, Ростов, Фрунзе! С развалом СССР это финансирование угасло. В этом году не нашлось денег даже на то, чтобы отправить первомайских ЮИДовцев на соревнования в Санкт-Петербург! Мы, конечно, находим спонсоров для внутригородских турниров (нам, например, очень помогают администрация города, АНИК и "Росгосстрах-Приморье"), но состязания состязаниями, а работа по воспитанию и ПДД должна вестись ежедневно.

Когда энтузиастов мало, ищите деньги

За годы работы Слободянникова в Первомайке наметилась тенденция: дети, живущие в этом районе, становились жертвами наездов и других ДТП гораздо реже, чем остальные, что подтверждается данными пресс-службы краевой ГАИ. В начале 1990-х почти все, кто преподавал безопасность дорожного движения, ушли: денег не платят, помощи не дождешься. ЮИДы умерли, но Юрий Иванович остался и по-прежнему работает. Руководство Первомайской ГАИ, узнав о той пользе, которую приносит деятельность Слободянникова, поддержало его. Причем помимо того, что энтузиаста оформили штатным преподавателем, ему еще и добавили работы - готовить новых ЮИДовцев. Теперь, после первого года обучения, старшеклассники сдают экзамены и получают удостоверение юного автолюбителя, а после второго - юного инспектора. Это удостоверение придает вес и значимость молодому человеку, если он поступает на работу в ГАИ.

Но остается одно сожаление: Слободянников - единственный в своем роде. Продолжателей его дела нет ни во Владивостоке, ни в крае. А дети все чаще травмируются и гибнут. Школьного курса ОБЖ им явно не хватает - нужно больше таких Слободянниковых. Пусть не альтруистов, хотя бы знатоков этого дела. И в условиях, когда милицейское финансирование скудно, а помощи из столицы ждать бесполезно, остается только уповать на одно: на то, чтобы научить наших детей безопасности, найдутся средства и у краевых властей, и местных администраций. Нужно-то на самом деле немного, зато будет спасено самое дорогое - детские жизни.

Кстати, за полвека своего водительского опыта Юрий Иванович в аварию попал только один раз: врезался в машину ГАИ. Милиционеры вышли из автомобиля и... извинились, так как были не правы...

В 1972 году в СССР по инициативе Главного управления ГАИ возникла очень значимая общественная структура - "Юные инспекторы движения". Кроме того, что ЮИДовцы досконально знали ПДД, они имели свою форму, которую им специально шили на фабрике "Заря", и даже выходили вместе с инспекторами ГАИ на дорогу: взрослые следили за взрослыми, дети - за детьми. Соответствующее финансирование шло сразу по нескольким направлениям: от ГАИ, комсомола и народного образования. Регулярно организовывались всесоюзные слеты, где выявляли сильнейших юных инспекторов, которым за победу вручались довольно солидные по тем временам подарки.

Виктория Шишкина, Александр Огневский

Поделиться:

Наверх