65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 9 м/c
15 июня
Вторник

Общество

Топливо для мёртвых душ

Высокопоставленные военные, объединившись с пронырливыми гражданскими, провернули махинацию, которая стоила Минобороне потери более миллиона рублей

Мифическое доверие

29 марта 1999 года на станцию Крабовую Дальневосточной железной дороги, расположенную в Партизанском районе Приморья, прибыл железнодорожный состав с 52-мя цистернами зимнего дизельного топлива производства Ангарского нефтяного завода. В это же время на станции появился незнакомый молодой человек, который очень вежливо поинтересовался: мол, данный груз случайно не предназначен ли для хабаровской в/ч 46152? Дежурная заглянула в документы, сказала "да", после чего незнакомец удалился.

А вскоре дежурную по станции побеспокоил другой молодой человек - как следовало из документов, Павел Данильчук, у которого на руках имелись доверенности от командования в/ч 46152 на раскредитование грузовых документов и заполнение воинских перевозочных документов (ВПД) от имени этого самого командования. Получалось, что указанная войсковая часть доверяла гражданскому лицу распоряжаться тремя тысячами тонн топлива для дальнейшей отправки их на Магадан.

Однако уже днем спустя интерес и к самому Данильчуку, и к его грузу, и главное, к отправителю груза проявили сотрудники военной прокуратуры Партизанского гарнизона. Интерес этот был вызван тем фактом, что войсковой части 46152 уже год как не существовало в природе, следовательно какие-либо операции по поставке топлива, тем более гражданскими лицами, ей были не нужны. Никто не мог издать приказа на такую деятельность. Меж тем, транспортировка нефтепродуктов из Ангарска до станции Крабовой уже обошлась Министерству обороны РФ в один миллион двести тысяч рублей. Через несколько дней сотрудники Партизанской гарнизонной прокуратуры направили дело в военную прокуратуру Владгарнизона (ВПВГ), потому что в афере с топливом ноги росли вовсе не из Хабаровска, а из Владивостока.

Дэвид Копперфильд отдыхает

У знаменитого фокусника железнодорожный вагон, как известно, исчез. А у наших товарищей в погонах фокус получился круче: целых 52 вагона-цистерны красиво и без проблем проехали пол-России по подложным документам...

Во Владивостоке в поле зрения гарнизонных следователей попал военный комендант железнодорожного участка дороги и станции Владивосток подполковник Георгий Ковалев (фамилия изменена по этическим соображениям).

Комбинация была хитрой, но ее раскрыли довольно быстро. В деле, как оказалось, принимал участие еще один человек - майор внутренней службы, сотрудник управления по конвоированию приморского ГУИНа Владимир Соловьев. Именно на него в феврале 1999 года вышел Данильчук с просьбой изыскать возможность подешевле перевезти топливо из Сибири через Приморье для дальнейшей отправки на Магадан. А Соловьев, в свою очередь, обратился к Ковалеву, который придумал простую схему: перевозку груза может оплатить Миноборона, если предоставить документы, что груз принадлежит военным.

Но поскольку списывать такую сумму на действующую часть весьма проблематично, лучше было оформить документы на недавно расформированную. И такая часть нашлась. Правда, Ковалев не сказал ни Соловьеву, ни Дальничуку про то, что подоходящая в/ч (та самая, 46152-я) расформирована. А трудности связи с ней объяснил уклончиво: мол, командира не застать, он постоянно в разъездах, да и зачем - вот бланки, вот печать, сами поставите. Но печать, тем не менее, подполковник отдал партнерам только тогда, когда убедился, что его доля (а он попросил 60 процентов от суммы сделки - 742 тысячи рублей) была переведена на указанный им счет.

Такой вот интересный получился бизнес: Данильчук довозил три тысячи тонн топлива из Сибири в Приморье практически бесплатно, за все расплачивалась российская армия, и подельники оставшуюся сумму делили между собой. От имени командира несуществующей части Данильчук и Соловьев даже направляли письма руководству Восточно-Сибирской железной дороги с просьбой оказать содействие в доставке груза. И что самое удивительное - это действовало, состав шел без лишних проволочек.

Но прахом всё оборотилось

Однако желанный куш никому так и не достался. Комендант Ковалев не смог получить деньги, которые были переведены на его счет: лопнул банк и вклады заморозились. А вскоре и военная прокуратура заинтересовалась махинациями с воинскими перевозочными документами. В итоге все трое участников аферы - и подполковник, и майор, и коммерсант оказались во владивостокском СИЗО.

Самый большой букет статей собрал Ковалев. Прокуратура вменила ему в вину сразу четыре преступления, предусмотренных Уголовным кодексом РФ: превышение должностных полномочий, покушение на получение взятки, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и пособничество в подделке документов. Данильчуку пришлось отвечать за попытку дачи взятки должностному лицу, подделку документов и причинение ущерба путем обмана. Уже будучи в следственном изоляторе, он заработал обширный инфаркт и даже после вынесения приговора его на некоторое время отпустили домой - уж больно тяжело он перенес крах своей аферы. Соловьеву досталось меньше всех - его обвинили по двум статьям: подделка документов и причинение ущерба.

Учитывая размер ущерба и серьезность статей УК, приговор военного суда мог быть чрезвычайно суровым для всех участников махинации. Впрочем, приговор, вынесенный военным судом Владгарнизона мягким тоже не назовешь: Ковалев, например, получил семь лет строгого режима с лишением воинского звания "подполковник", конфискацией имущества и запретом занимать должности, связанные с распоряжением материальными благами, на три года. Данильчука приговорили к пяти годам общего режима плюс штраф в размере 150 МРОТ. Соловьев как человек, который нанес Минобороне ущерба менее всего, получил три года общего режима, но тут же был амнистирован.

В принципе, то, что афера с ВПД может закончиться бесславно, железнодорожный комендант, наверное, предполагал, ведь он не по наслышке знал о том, как успешно военные прокуратуры и суды разбираются в перепетиях таких дел и как часто суды выносят приговоры с реальным лишением свободы. Однако рискнул. И погубил весьма неплохую, между прочим, карьеру...

Александр Огневский

Поделиться:

Наверх