66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 1 м/c
23 июня
Среда

Общество

Метафоры войны

Чем дальше во времени кровавая бойня второй мировой, тем отчетливее проступают сквозь дым и гарь человеческие лица ее солдат, но не армий

Война. Кровь и искореженный металл. Одухотворенные героизмом лица у советских солдат и искаженные ненавистью - у немецких оккупантов... Ничего подобного мы не увидим на картинах, выставленных накануне Дня Победы в галерее "Арка". Эта экспозиция пронизана насквозь библейским мотивом: "Время любить и время ненавидеть, время войне и время миру". Он превращается здесь в метафизический спектакль, в котором трагедия двух народов представлена как исследование ее философских начал и эксперимент по препарации вселенского зла.

Сергей Дробноход и Олег Подскочин - из поколения восьмидесятых. Выставку "Когда возвратимся домой" они посвятили очередной годовщине Победы. Оба художника - безусловно, патриоты. Просто в своих картинах они демонстрируют СВОЙ взгляд на Великую Отечественную войну. Их "лабораторные инструменты" - масляные краски и холсты плюс переосмысление событий более чем полувековой давности.

Готовились к этой выставке Сергей с Олегом давно. Понадобилось два года разговоров на кухнях и в тесных мастерских, в результате мучительные вопросы - зачем? почему? - переплавились в утвердительное: так надо. За спиной остались просмотры фильмов о войне, чтение фронтовых воспоминаний и изучение документов. Они не хотели скрупулезно выносить на холсты историческую реальность. Их реальность - это осознание войны как неизбежности и опасности, к сожалению, актуальной и по сей день...

Художники не стремятся перевоспитывать публику согласно своим вкусам и мировоззрениям. Вполне интеллигентно и тактично Дробноход и Подскочин знакомят нас с иллюзорным видеорядом своих композиций. А выводы... Выводы мы будем делать сами.

Олег Подскочин:

- Мне вообще неинтересна война с позиции жанра "экшн" или, еще хуже, соцреализма. Мы сознательно не изображали подбитые танки и различные батальные сцены. Это уже было. Стандарты нам не нужны. Однако и шокировать, а тем более эпатировать публику мы тоже не хотели, потому что наша задача заключалась в том, чтобы передать понимание войны нашим поколением, поколением сорокалетних. Это можно назвать взглядом людей 21 века...

Одна из работ Олега Подскочина - композиция "Солдаты Вермахта", возможно, вызовет непонимание у старшего поколения: немецкие солдаты со странно задумчивыми лицами и цветочными венками, проросшими сквозь каски, а рядом - хрупкая девушка, олицетворяющая, по всей видимости, Любовь. Картина наполнена символами и скрытыми метафорами. Станет ли сам факт изображения врага в "очеловеченном" облике потрясением для местного художественного мира, покажет время...

Олег Подскочин:

- Эта война была прежде всего столкновением двух великих народов. И в наших, и в немецких окопах гибли люди, которые любили, жили, мечтали, и если бы не война, их судьбы сложились бы совершенно иначе. И для меня здесь не существует национальностей и идеологии. Я воспринимаю все с позиции гуманизма - время ненависти давным-давно прошло.

Гуманизмом, но отнюдь не плакатным, пропитаны и работы Сергея Дробнохода - одинокие фигуры советских солдат, застывшие в вечерней полутьме, на фоне статичных милитаристских пейзажей.

Сергей Дробноход:

- Нам трудно говорить о войне. Что мы знаем о ней? Книги писателей-фронтовиков и фильмы... Но там была другая война. Война идеологий. Сейчас, когда вроде бы все уже известно, каждый по-своему трактует события и факты. Мы же ничего не трактуем. У нас нет событий и фактов. У нас только люди и стихи талантливого фронтового поэта Юрия Белаша...

Одно из его стихотворений художники написали на холсте. А название для выставки им подарила поэзия Арсения Тарковского, тоже познавшего войну не понаслышке:

"Когда возвратимся домой после этого неслыханного боя, Мы будем раздавлены странным внезапным покоем, Придется сидеть да гадать: отчего мы не стали спокойнее? Когда нам уже петь или плакать по мертвым героям?.."

Поделиться:

Наверх