Читать 11 мин. 53 сек.Общество

Знание прав туристу не помеха

Знание прав туристу не помеха
#ИМЯ?

На вопросы читателей «Н» отвечает юрист Галина Антонец

Изучи свой договор, чтоб турфирме дать отпор

— Комитет по туризму администрации Приморского края. Также функции по контролю за соблюдением организациями закона о защите прав потребителей возложены на Федеральную службу Роспотребнадзора.

— Я заключила договор с турфирмой на поездку в Турцию, полностью оплатила путевку. Но за 3 дня до отправки заболела и поездку отменила. Турфирма отказалась возвращать мне уплаченные деньги, так как в договоре есть пункт: в случает отказа за пять дней до поездки штраф составляет 100% оплаченной суммы. Правы ли они и как мне вернуть свои деньги?

— В ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» говорится, что при расторжении договора возмещение убытков осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. То же самое внесено и в ФЗ «О защите прав потребителей» (ст. 32): «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при оплате исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательства». При этом затраты исполнителя должны быть подтверждены установленным законом способом. Отказ потребителя от исполнения договора является его правом, предусмотренным законодательством РФ в соответствии со ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей»: «Условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными».

То есть деньги вам вернуть обязаны. Для этого надо обратиться в турфирму с претензией. Если же вам там вновь откажут, то оформляйте исковое заявление в суд, в котором требуйте расторжения заключенного договора и взыскания с турфирмы уплаченной по договору суммы.

— Съездила в Суйфэньхэ в однодневную поездку. Получилось, что мы приехали в Китай вечером, когда почти все магазины были закрыты, а уехали рано утром, когда магазины еще не открылись. В результате я ничего почти не купила и вернулась домой с деньгами. Когда я обратилась в турфирму и потребовала вернуть деньги, мне сказали, что они ни за что не отвечают и во всем виноваты таможенные службы. Как мне вернуть свои деньги?

— Если смотреть формально, то свои обязанности по договору турфирма выполнила: вам организовали тур в КНР, обеспечили транспортировку, проживание, питание. Если в договоре не указано, что целью поездки является осуществление покупок, а задержка в пути действительно была из-за таможенных служб, то вернуть деньги за поездку невозможно. Впрочем, вы можете потребовать компенсировать причиненный вам моральный вред.

— Я купила тур в Чехию, но когда в Москве пересаживалась на другой самолет, то авиакомпания (при наличии авиабилетов) не пустила меня в самолет. Я смогла улететь только через 4 дня. Авиаперевозка по условиям договора входила в стоимость тура. Правомерен ли турист требовать возмещения морального вреда и компенсации полной стоимости тура от туроператора?

— Да, турист вправе требовать оказания всех услуг от туроператора и турагента, с которым заключал договор. Однако исход судебного дела предсказать достаточно сложно. Безусловно, следует привлечь к участию в деле и авиакомпанию и всем вместе разбираться в сложившейся ситуации. Но компенсацию вы получите по суду безусловно.

— Мы ездили в турпоездку по городам Китая. При заключении договора нам были обещаны одни экскурсии, а потом в экскурсионной программе произошла замена экскурсии с одной на другую. Конечно, количество экскурсий осталось прежним, но мы остались очень не довольны, так как хотели посмотреть именно определенные объекты. Обратились с претензией, но в турфирме ответили, что все, что предусмотрено договором, нам предоставили. Какой закон регулирует данную ситуацию?

— Все зависит от того, были ли указаны конкретные экскурсии в договоре и программе тура, а также предусматривал ли договор замену экскурсий, являлась ли данная экскурсия существенным условием договора. Если в договоре были указаны конкретные экскурсии и вы их не получили, то можете смело обращаться в суд. Но если в договоре есть условие о замене экскурсий, то взыскать что-либо будет трудно. Общее правило, закрепленное в Законе «Об основах туристской деятельности»: существенные условия договора могут быть изменены только с письменного согласия туриста, но если конкретные экскурсии не указаны в договоре, то и отнести их к существенным условиям невозможно. Вот и делайте выводы. В вашем случае без консультации адвоката не обойтись.

— У меня был тур по нескольким странам Европы. Когда я находилась в Чехии и хотела дальше поехать по туру, мне перенесли время вылета рейса, о чем не проинформировали заранее. В отеле я находился 11 часов. Во-первых, у меня пропали билеты для дальнейшего следования. Во-вторых, пришлось оплатить свое проживание. После возвращения турфирма мне возместила все понесенные расходы, но я хочу обратиться в суд с требованием о возмещении морального вреда в размере 30 000 рублей. Возможно ли это?

— Ваши требования вполне правомерны, т.к. каждый гражданин имеет право обратиться в суд, если считает, что нарушены его права и законные интересы. Для возмещения морального вреда также, вероятно, есть формальные основания. Вместе с тем шансов получить обозначенную сумму у вас не много, так как фирма в добровольном порядке выплатила вам компенсацию.

— Мы неудачно съездили на отдых в Таиланд. Обратились в турфирму с претензией, но ответ так и не получили, хотя прошло уже 20 дней. Что нам делать: дожидаться ответа на претензию или можно и без ответа обращаться в суд?

— Ответа можно не дожидаться. На вашу претензию турфирма обязана ответить в течение 10 дней. Если ответа нет, то можете смело обращаться в суд. Отсутствие ответа будет еще одним аргументом для взыскания с фирмы штрафа в доход государства за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя и взыскания в вашу пользу морального вреда.

Обезопась себя страховкой

— Я собралась поехать по турпоездке в Лондон. Менеджер в турагентстве предложила мне застраховаться от невыезда. Что это такое?

— Да, действительно, подобную услугу — страхование от невыезда — стали оказывать многие страховые фирмы. И туристические компании активно предлагают своим клиентам приобрести такую страховку, которая сбережет и людям, и самой фирме деньги и нервы.

Допустим, вы собрались ехать в Лондон, оплатили поездку, заключили договор. Но за несколько дней до поездки заболели или вам отказали в визе (причем это могут сделать без указания причин), или появились какие-либо другие обстоятельства, не позволяющие отправиться в дорогу. Если вы не застраховались от невыезда, то обратно получите свои деньги с вычетом фактически понесенных фирмой расходов. Это могут быть штрафы за отказ от билетов, от брони в гостинице, от трансферта и т.д. В результате вы реально можете потерять до половины уплаченной за поездку суммы. А вот если вы приобретете страховку от невыезда, то получите назад всю оплаченную сумму.

Нечего на оператора пенять

— В мае этого года я отдыхал в Сайпане. Когда катался в море на водном мотоцикле, то проехался по голове китайца. Он жив, но находится в больнице с сотрясением мозга. Чтобы не возбуждать уголовное дело, мне предложили на месте заплатить 5000 долларов. Я заплатил, теперь хочу взыскать эти деньги с турфирмы, которая организовала мой отдых, ведь они должны были провести со мной инструктаж по безопасности и объяснить, как пользоваться водным мотоциклом. Какие у меня перспективы в этом деле?

— Ну, во-первых, необходимо посмотреть договор, заключенный с турфирмой. Хотя, я думаю, вряд ли там записано условие, по которому турфирма несет ответственность за вред, причиненный вами. Согласно общему правилу, установленному российским законодательством, ответственность за причиненный вред несет лицо, причинившее этот вред. Кроме того, воспользоваться водным мотоциклом вы решили самостоятельно, и турфирма вам его не предоставляла. А инструкцию по эксплуатации и безопасности до вас должны были довести те, у кого вы брали в прокат мотоцикл. Поэтому перспективы по взысканию уплаченных денег с турфирмы у вас не самые хорошие.

— Я купила в Суйфэньхэ шубу. Мне ее завернули в магазине и до возвращения во Владивосток я к ней вообще не прикасалась. Когда дома распаковала, обнаружила, что у меня в руках совершенно другая шуба, причем плохого качества. Я считаю, что турфирма, которая отправила меня в поездку, обязана возместить мои расходы за шубу. Или пусть вернут ее китайцам и отдадут мне деньги. Но турфирма категорически отказывается возвращать деньги за шубу. Как найти на них управу?

— Ну, во-первых, управу надо искать не на турфирму, а на китайских продавцов, которые вас обманули. К сожалению, с турфирмы вы ничего не взыщете, так как, по договору, заключенному с фирмой, вам организовали поездку в Китай. Но ведь не турфирма же продала вам эту шубу. В вашем случае можно купить еще один тур и уже на месте прижать нерадивых торговцев или обратиться в правоохранительные органы КНР.

Хоть и бывший муж, а всё же отец

— Моя дочь хочет поехать вместе со своей подругой и ее матерью в турпоездку в Турцию. Я собираюсь дать свое нотариально заверенное согласие на выезд дочери на отдых в сопровождении матери подруги. С мужем мы в разводе, отношения очень плохие, и он из вредности отказывается давать какие-либо согласия? Достаточно ли моего согласия?

— Думаю, что в вашем случае этого будет недостаточно. Если бы вы сами поехали с дочерью, то можно было бы обойтись и без согласия бывшего супруга. А так как девочка поедет с чужим человеком, то у таможенных органов могут возникнуть вполне законные вопросы.

Nvl Новости Восточной Ленты
автор статьи пожаловаться на статью