65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Арифметика медицины

В интересном положении, в котором оказалось сегодня здравоохранение, врачи не ждут от пациентов благодарности - только понимания

В последние полгода приморское здравоохранение переживает большие структурные изменения: одни больницы ликвидируются, как это, например произошло с краевой детской, другие - укрупняются, как было в Уссурийске. В крае начата программа по внедрению института врачей общей практики, создан фонд по развитию сельской медицины. Сегодня поговаривают о реорганизации самого крупного медицинского учреждения Приморья - краевой клинической больницы №1 (в недавнем прошлом - просто крайбольницы), в состав которой должен влиться краевой диагностический центр.

Но что бы ни происходило с больницами и прочими медучреждениями, для нас, сегодняшних и завтрашних пациентов, это прежде всего не здания и структурные подразделения, а люди - доктора, медперсонал, одним словом, коллектив со своей репутацией и традициями. И их руководитель. По моему глубокому убеждению, именно от него в значительной степени зависит, какая команда соберется в больнице, насколько профессионально и слаженно она будет рабтать, будет ли на чем самым расталантливым специалистам подтверждать свои знания, умения и профессионализм. От этого в конечном счете зависит и наше с вами здоровье.

Да, проблем в здравоохранении сегодня хватает, и их будет в достатке еще не один десяток лет (в лучшем случае). Проблемы эти звучат как диагноз, если не как приговор. Хроническое недофинансирование. В этом году из-за нехватки денег даже не стали проводить краевой конкурс "Призвание", выделявший и отмечавший лучших врачей и выдающиеся медицинские достижения. Отсталость региональной медицины. Приморье - не Москва и не Питер, где даже все постперестроеченое время, но с советским еще размахом развивалась высокотехнологичная медицина - кардиохирургия, нейрохирургия, современные методы лечения в травматологии, офтальмологии и так далее. Приток больных со всей России позволял центральным клиникам получать госсредства на свое развитие. Но ездить в столицу с каждым годом становилось слишком накладно. Именно поэтому с 1996 года, благодаря тогдашнему руководству края, в Приморье стали делать ставку на создание собственных специализированных центров.

Но даже несмотря на это, лечение и в родных, приморских, стенах все сильнее бьет по карману все большей части населения. На кого оно, население, изливает свое праведное негодование по этому поводу? Конечно, на головы медиков. Но они ли в этом виноваты? И если рядовым врачам сложно в такой ситуации, то еще сложнее приходится их руководителям - главврачам поликлиник, стационаров и медцентров. Потому что они оказались между даже не двух, а трех огней: необходимостью успокаивать разъяренных пациентов, обеспечивать свой персонал работой и зарплатой, а учреждение - медикаментами и питанием, и делать все это, невзирая на общее финансовое неблагополучие в стране, когда решение социальных проблем не является первейшей задачей власти. Каково быть сегодня главным врачом большого лечебного учреждения, накануне профессионального праздника медиков "Н" решили поговорить с руководителем главной больницы Приморья - Краевой клинической (ККБ) №1 - Юрием Селютиным.

Гиппократ не знал о рыночной экономике

- Юрий Абрамович, говорят, главврач пятьдесят процентов своего рабочего времени тратит на разрешение конфликтов между персоналом и пациентами...

- Это, скорее, конфликт между пациентами и действительностью. Приходится бесконечное число раз объяснять, почему больной покупает лекарства и расходные материалы. А слова не всегда воспринимаются адекватно, потому что кошельки у всех разные. Большая часть населения неплатежеспособна. Но при этом все хотят быть здоровыми. Если раньше мы говорили о клятве Гиппократа, подразумевая, что медицина бесплатна, безвозмездна, то сейчас рыночные отношения не позволяют все делать так, как мы хотели бы.

Люди спрашивают, почему они покупают шприцы, капельницы, лекарства? Где деньги, которые они платят как страховой взнос? Но сегодня на 12 рублей 60 копеек, которые выделяются фондом медстрахования, нужно кормить больного трижды в сутки, причем, соблюдая условия диетического или дополнительного питания. Пусть каждый подумает, как это можно сделать на эти деньги. То же самое по медикаментам. Все мы знаем цены. Имея от 23 до 90 рублей на пациента, нереально оказывать ему полноценную помощь.

Говорить, что больные платят за все, - это неправильно. Есть очень дорогие пациенты, которым за счет бюджетных средств ставят тазобедренные протезы, кардиостимуляторы, сосуды, для лечения которых используют массу дорогостоящих лекарств, покупку которых оплачивает ФОМС. За счет этого финансирования врачи спасают много тяжелобольных. Но денег все равно не хватает, потому что цена вопроса очень большая. Я считаю, что пациенты правильно выражают недовольство. А мы правильно тратим финансы. Такая вот арифметика.

- Часто удается убедить пациентов в вашей правоте?

- Понимание встречаешь в одной трети случаев. Как главный врач - то есть руководитель и работодатель - я обязан вовремя платить зарплату, обеспечивать медикаментами, питанием, решать вопросы по коммунальному хозяйству учреждения. В противном случае любой работник или пациент могут подать на меня жалобу. Они будут юридически правы на сто процентов. К сожалению, у меня нет таких стопроцентных возможностей. И даже у департамента здравоохранения их нет.

- Кстати, вы с 1993 по 1997 год возглавляли краевой департамент здравоохранения. И там административная работа, и здесь. Разница только в масштабах? Или в том, что цепочка от пациента до руководителя крайздрава длиннее?

- Только теоретически длиннее. Туда тоже идет поток пациентов, которые не удовлетворены ни здравоохранением вообще, ни конкретным доктором в частности. У руководителя департамента очень много вопросов, которые нужно решать моментально или в ближайшее время, требуется постоянно выезжать в районы края. Эта работа тяжелее психологически и физически.

- Значит, главврачам легче и благодарности больше достается?

- Нет, благодарности в медицине сегодня мало кто получает. Больше требуют, просят. В больнице у тебя в подчинении определенный коллектив, это учреждение, которое выполняет определенную задачу. Здесь ты ближе к конкретным делам. Но есть сложность, которая не делает эту работу легче: здесь чаще встречаешься один на один с больным и, глядя ему в глаза, говоришь, что ты чего-то не можешь.

Личности нужна команда

- Сейчас многое, в том числе финансирование учреждений, и не только медицинских, зависит от личностного фактора...

- Роль личности в большом деле еще никто не отменял. Но один человек никогда ничего не решит, если не будет команды, которая его поддерживает. Только при взаимопонимании личности и коллектива можно что-то решить. А люди у нас отличные - много заслуженных врачей России, высокопрофессиональных специалистов - статус краевой больницы обязывает. В ККБ рождаются многие таланты - хирургические, терапевтические. Здесь апробируются новые технологии, а потом уже распространяются по краю. Нашим сотрудникам не требуется долго объяснять, что делать, они сами прекрасно знают, так что со стороны руководства остается только грамотно управлять процессом и оказывать поддержку своему коллективу.

- У вас в команде много молодых врачей, в том числе собранных из больниц края, приглашенных из других городов,например, Хабаровска. Вы в людях хорошо разбираетесь?

- Если честно, до недавнего времени считал, что разбираюсь неплохо. А в последние полгода показалось, что ошибаюсь. Никогда не нужно быть самонадеянным... Когда в коллективе больше тысячи человек, очень сложно хорошо знать каждого. И, естественно, не бывает так, чтобы все оставались довольны. Есть оппозиция, как я раньше ее называл, позитивная. А теперь мне кажется, что оппозиция позитивной быть не может. Вполне вероятно, что я пересмотрю свои взгляды в течение жизни. Может быть, через три года я буду думать и говорить по-другому и в другом месте. Но хотелось бы 110-летие больницы, которое грянет в следующем году, отметить вместе с коллективом.

- Вы жесткий руководитель?

- Иногда, наверное, чересчур. Я, к счастью своему и неудовольствию некоторых работников, живу недалеко от больницы. Могу прийти всегда, в любое время. Даже когда работал здесь нейрохирургом, ходил постоянно - утром, вечером, ночью, чтобы проверить обстановку, сориентироваться. А теперь и подавно. Мне всегда хочется посмотреть, как здесь идут дела, помощь оказать или проконтролировать - это одна из функций руководителя. Если люди считают, что я пришел, потому что мне так взбрело в голову, это неправильно. Просто больница занимает главное место в моей жизни. Я не мыслю себя без краевой больницы, в которой проработал более 30 лет, потому что это мой главный дом. А без дома человек становится бомжом.

- У вас на первом месте - работа, на втором - политика, и только потом семья. Родные не обижаются?

- Они уже привыкли. Семья - это дети и жена. Внуков я почти не вижу, потому что некогда заниматься ими. Сыновья взрослые уже, жена тоже самостоятельная. Я думаю, что не обижаются.

- Вы сами - потомственный врач. А когда появились дети, хотели, чтобы они стали медиками? Внукам желаете такой непростой работы?

- Да... Один сын у меня стал врачом. Но про внуков рано говорить, они маленькие еще. Хотя сейчас молодежь почти не идет в медицину, потому что боится кризисов различных, маленькой зарплаты, что не хватит того, другого, третьего...

- Мало благодарности и мало денег...

- Именно так. Я вспоминаю советские времена, когда благодарности было больше. Может быть, потому, что технологий не было. Хотя сегодня врачи в Приморском крае делают очень много, спасают жизни в критических ситуациях, в нашей больнице сколько угодно таких случаев. Мы не просим благодарности у больных, просто было бы хорошо, если бы и пациенты тоже входили в наше положение... Напоследок хочу поздравить коллектив нашей больницы, всех медиков, руководителей, организаторов здравоохранения и наших пациентов с праздником. Желаю всем нам оптимизма.

Яна Хазова

Поделиться:

Наверх