65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 1 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Мы славно поработали...

В начале своей законотворческой карьеры приморские депутаты предпочитали голосовать ногами

Две недели назад в крае начались смотрины кандидатов в приморское законодательное собрание (ЗС). За оставшиеся 18 дней жителям Приморья предстоит "отсмотреть" 250 претендентов на право получения звания "депутат" и сделать свой выбор. Можно, конечно, удариться в глобальное прогнозирование, напредсказывать различных ситуаций. Однако выбор все равно останется за избирателями. И от того, как они будут голосовать (по инерции ли, по привычке и т.д.), зависит, насколько адекватно думающее собрание законодателей мы получим. Ну а пока у нас есть время - стоит еще раз добрым словом вспомнить уходящих депутатов и особенно их деятельность в краевом парламенте. Тем более что на последнем заседании ЗС руки думцев так и не дошли до отчета о четырехлетней работе... Вспомнить и сделать выводы.

"На три с плюсом"

Сергей Жеков возглавлял остающееся в истории законодательное собрание Приморья два года. На его спикерскую судьбу выпал один из самых тяжелых для края периодов - зимний отопительный сезон 2000-2001, смена краевых властей, принятие бездефицитного бюджета на 2002 год... Под занавес работы ЗС он принял для себя решение - не баллотироваться на третий срок, отойти от законотворческих дел, посмотреть на все со стороны. Так легче оценить это самое творчество.

- Ну и на какую оценку тянет четырехлетняя работа ЗС?

- Мое глубокое убеждение и предстоящие выборы покажут, насколько оно совпадает с мнением жителей края - за четыре года приморская Дума второго созыва сделала прорыв и, безусловно, работала более продуктивно, чем Дума первого созыва. Хочется надеяться, что депутаты и третьего, и четвертого составов будут работать еще конструктивнее, потому законотворческий оборот уже набран - нами. Моя оценка работы уходящего законодательного собрания - "твердо удовлетворительно".

- Это по пятибалльной шкале?

- Нет, по шкале "удовлетворительно - неудовлетворительно". По пятибалльной шкале ЗС поработало на "три с плюсом"...

- И что же такого сделали наши парламентарии, чтобы заслужить такую оценку?

- Приняли один из важнейших законов, который, на первый взгляд, напрямую жителей Приморья не касается, но без него невозможна жизнь края в целом. Это закон о бюджетном процессе. Именно на его основе нам удалось впервые за последние семь лет принять до конца финансового года бездефицитный краевой бюджет. Можно, конечно, вспомнить законы о молодежной политике или пенсионном обеспечении населения, но они затрагивают определенные группы людей и зависят от финансирования, то есть именно от бюджета. Еще одна гордость - нам все-таки удалось убедить Госдуму рассмотреть и принять нашу общую с Московской областной Думой инициативу о внесении изменений в 7-ю статью федерального закона "О ветеранах" (статья о том, кого можно считать ветераном труда, а кого нет, со всеми вытекающими из этого последствиями. - Прим. ред.). На территории края действие этих изменений ощутят на себе более 150 тысяч человек. Это, безусловно, наша победа.

- А стыдиться есть за что?

- Есть. Мне, например, стыдно за определенные моменты в самой организации работы парламента. За "голосование ногами", которое особенно практиковалось депутатами в начале работы. Они просто вставали и уходили из зала, а решение не принималось из-за отсутствия кворума. Стыдно за закон о едином налоге на вмененный доход. В этом случае депутаты недостаточно вникли в ситуацию со ставками базовых доходностей и проголосовали, доверившись рабочей группе депутата Рыбалкина. Эту недоработку моментально ощутили на себе все, у кого есть машина и нет гаража - когда подскочили цены за услуги автостоянок. Но ошибка была исправлена. Мое пожелание новому ЗС: надо более взвешенно продумывать и принимать решения по таким законам. Ведь они не только приносят доходы в бюджет, но и забирают деньги у населения. Грустно, что не работает закон о статусе учителя...

- Грустно?

- Некоторые мои коллеги предлагали поступить по совести - отменить или приостановить этот закон, не давать людям надежду, которая не может сбыться. Закон до сих пор не отменен, но и не финансируется.

- А можно ли что-то сделать, чтобы таких ситуаций не возникало?

- Надо изменить регламент ЗС, более продуманно организовать работу депутатов, уменьшить их количество. 39 человек в краевом парламенте - это много, достаточно будет 23-25. Не вижу необходимости и в том, чтобы так много депутатов (22 человека. - Прим. ред.) работали на профессиональной основе - они ведь получают зарплату из краевого бюджета. И еще им надо относиться к работе в ЗС как к РАБОТЕ - активность не должна зависеть от количества присутствующих в зале представителей СМИ. Не использовать трибуну законодательного собрания в своих политических целях и т. д. Я бы искренне желал, чтобы новый приморский парламент был менее политизирован...

Безрезультатная плодовитость

Несмотря на то, что на своем последнем заседании депутаты так и не смогли отчитаться о проделанной работе за четыре парламентских года, такой отчет все-таки существует. Вся законотворческая деятельность уместилась на 100 страницах.

Однако эти цифры не говорят, какая польза простому жителю края от такой законотворческой плодовитости. Мы взяли на себя смелость попытаться проанализировать работу депутатов и с этой стороны. Народ должен знать своих парламентских героев в лицо.

Начнем с законотворческих неудач. С тех законов, которые парламентарии активно принимали, а зря. Они, законы, и по сей день не работают.

Неудача молодежная

Четыре года назад было очень модно играть в молодежную политику. Может, поэтому в 1998 году в головах наших депутатов родилась мысль разработать и принять свой, приморский, закон о молодежной политике (принят 5 июля 1999 года).

Идея: была хороша - создать молодым приморцам условия для получения образования, занятия бизнесом, развития творчества и т.д.

Результат: на сегодняшний день закон "О молодежной политике в Приморском крае" не действует. Депутаты утверждают, что причина - в бездействии администрации края, не подкрепившей закон деньгами. А также... в пассивности молодежи! Якобы молодым людям необходимо было проявить активность и даже известную долю настойчивости, чтобы реализовать представленные возможности. Какие, правда, не уточняется.

Неудача детская

Закон "О защите прав ребенка в Приморском крае", принятый в первом чтении в ноябре 1998 года, устанавливает дополнительные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также источники финансирования этих льгот.

Идея: ввести на территории края институт патронажного воспитания - с целью перенаправить поток сирот и брошенных детей от детских домов в семьи граждан, а заодно предупредить социальное сиротство.

Результат: закон подготовили ко второму чтению, но так и не приняли окончательно. Вину депутаты свалили на администрацию края, которая пыталась объяснить им, что реализация закона потребует дополнительных социальных затрат за счет и без того дырявого бюджета.

Неудача учительская

Закон "О социальном статусе учителя" был принят еще Думой первого созыва. Новая Дума рассматривала вопрос о его реализации на февральском заседании в 1998 году.

Идея: самая благородная - материально поддержать педагогическое сословие.

Результат: депутаты пытались заставить финуправление краевой администрации включить в проект закона о бюджете отдельной строкой средства на реализацию "учительского" закона, а также рассмотреть вопрос о возмещении долга по нему за 1997 год. Вопрос этот поднимался неоднократно, его активно обсуждали, но договориться с исполнительной властью так и не удалось. Закон ни разу не финансировался.

Неудача административная

Работа над проектом закона "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" велась несколько лет. Один такой действующий закон, правда, есть. Однако он содержит слишком много противоречий, в нем отсутствует даже перечень сельских населенных пунктов. Депутаты дважды вносили изменения, но противоречия так и остались...

Разумеется, это лишь малая доля законов, которые так и остались благими намерениями в недоделанном, полуинвалидном виде. Существуют проекты некоторых законов (о национально-культурных автономиях, например), которые по несколько раз вносились отдельными депутатами на обсуждение Думы, но с такой же завидной регулярностью отклонялись. Либо до них просто не доходили руки (или все-таки ноги?) народных избранников...

Думский конструктивизм

Первый вице-губернатор Александр Костенко близко познакомился с депутатами ЗС второго созыва во время работы над историческим бездефицитным бюджетом. Остался доволен. О чем не раз заявлял на последнем заседании 15 ноября.

- Что же произошло с депутатами?

- Я не могу оценивать работу Думы за эти четыре года. Скажу только про тот период, когда в качестве вице-губернатора мне пришлось плотно общаться с депутатами при подготовке закона о бюджете. Поработали конструктивно - все доходы и расходы мотивированы и подкреплены обоснованными расчетами. В результате получился действительно реальный бюджет. Мы уложились в сроки - приняли его до начала финансового года. Тем самым дали возможность подготовиться к исполнению бюджета всем бюджетополучателям. Были моменты, когда часть неконструктивно настроенных депутатов поднимала вопросы не по существу, но на работе над бюджетом это никаким образом не сказалось.

- И как вам это удалось осуществить?

- Работали в открытую, ничего не скрывали от депутатов, вовремя определили конкретные задачи, которые надо было решить за определенный срок. При этом никаких выяснений отношений и никакой политики. Мы понимали друг друга.

- И вы утверждаете, что наш приморский бюджет стал, наконец-то, прозрачным?

- Да. Во-первых, в нем нет дефицита. Есть подкрепление расходов доходами, которые мы обязаны исполнять. При этом краевой бюджет идет на обслуживание в федеральное казначейство. Так что любой может увидеть, что происходит с главным законом края, как он исполняется...

С думой о бюджете

Ну что ж, поговорим о бюджете. Главном законе Приморского края. Наши депутаты его принимали четыре раза - на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы. Последний считается самой большой удачей наших парламентариев. Пока, по крайней мере.

На первый взгляд, приморские бюджеты, расписанные по закону, выглядят "как положено" - прозрачными. Например, затраты на здравоохранение в 2001 году запланированы в объеме 1 миллиарда 360 миллионов рублей. В том числе расписаны средства и на программу "Сахарный диабет" на 2000-2005 годы. Однако содержание программы не раскрывается. А прозрачность - это когда в текущем бюджете расходы по программам раскрываются конкретно и "поименно": сколько запланировано выделить на какие лекарства, медицинские аппараты, на обучение медиков и т.д.

Правда, некоторые, самые искренние, депутаты открыто заявляют, что знают о совершенной непрозрачности наших бюджетов. Однако такие бюджеты, по словам, например, Татьяны Сиротенко, - исключительно заслуга прежней команды краевой администрации. Которая, как говорит депутат, с "самого начала взяла моду оказывать давление на народных избранников". Причем, чаще давлению подвергались представители самой крупной фракции нашего парламента - "Возрождение Приморья". В основном, это были промышленники и руководители предприятий, развитие которых во многом зависело от исполнительной власти.

Почти всегда при принятии бюджетов страдали самые беззащитные - дома ребенка, медицинское страхование неработающего населения, детские пособия, санэпиднадзор... В прошлом году, к примеру, были недофинансированы такие статьи, как жилищное хозяйство, выплата детских пособий, обеспечение населения питьевой водой. Кстати, "питьевую" программу пытаются реализовать, начиная с бюджета 1998 года. Потратили на нее из казны 86,5 млн рублей в 1998-м, более 50 млн - в 1999-м, 25 млн - в 2000-м и около 5 млн - в уходящем. А что с водой сейчас? Сами знаете.

Зато продолжают расти расходы на промышленность, которую опять будут кормить из бюджета, тогда как, наоборот, она должна приносить в казну прибыль. И так из года в год. Плюс ко всему за время работы Думы второго созыва из бюджета незаметно исчезло само понятие защищенных статей бюджета.

В ситуации хронического недофинансирования всего и вся последним отчетом о выполнении бюджета, который приняла Дума у администрации края, стал отчет о бюджете-1998. Это единственный опубликованный за последние четыре года документ, по которому можно проследить, на что и как тратились народные деньги. О бюджете-1999 никто так и не вспомнил. Отчет о бюджете-2000 думцы не утвердили, а передали эти функции прокурору. Впрочем, и по последнему утвержденному отследить можно далеко не все.

Уходя - уходи

Мы позволим себе смелость сделать вывод, что уходящее Законодателоное собрание так и не смогло реализовать безусловно имевшихся у депутатов светлых, нужных, мудрых и справедливых идей. Часть нардепов позволяла себе срывать заседания парламента, тратить силы и эмоции не на благое дело, а на выражение своего перманентного недовольства действиями администрации края. Причем чаще - по мелочам. Во всех основных, действительно жизненно важных вопросах депутаты либо потворствовали краевым властям, либо не могли им противодействовать. Не представила краевая администрация прозрачный бюджет - ну и ладно, примем какой есть. И т.д. Скоро у нас будет новое Законодательное собрание. Очень даже возможно, что в его состав войдет кто-то из старых персонажей. Если, конечно, избиратели опять согласятся с тем, что их жизнь и жизнь края, ведомая депутатами-"троечниками" тоже должна вечно проистекать на "тройку с плюсом"...

За период с 1998 по 2001 год приморской Думой (недавно переименованной в законодательное собрание ПК) было проведено 64 заседания, из них 19 - внеочередных. За четыре года был рассмотрен 1451 вопрос, принято 1111 постановлений и 181 закон, из которых подписано губернатором (или и.о. губернатора) 157. Причем 75 из них - законы о внесении изменений и дополнений в уже существующие законы (10 из 75 - это изменения в закон едином налоге на вмененный доход).

Ольга Крутова

Поделиться:

Наверх