65.26 ↓ 100 JPY
11.22 ↑ 10 CNY
71.83 ↑ USD
64.27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 4 м/c
16 июня
Среда

Общество

Бросок на север

В тиши кабинетов ДВО РАН зреет дерзновенный проект о городе-технопарке с населением 3,5 миллиона человек, который полностью соответствовал бы имени - Владей Востоком

Повод для экстраполяции в будущее

Повод самый что ни на есть будничный. Надо было выяснить в комитете экономики и управления горадминистрации, какие меры будут приниматься владивостокскими властями для реанимации флагмана отечественного военного судоремонта на Дальнем Востоке. Чем городские власти могут помочь "Дальзаводу"? Корр. "Н" предоставили безрадостные данные об отсутствии заказов, долгах за электричество, тепло и воду... Строились гнетущие прогнозы о банкротстве, сокращении кадрового состава... Неожиданно куратор проблем антикризисного управления Сергей Веролайнен предложил: мол, напишите о будущем, что вы все о грустном! И тут выяснилось, что есть проект ученых, согласно которому "Дальзавода" вообще не должно быть в центре города. Во всех цивилизованных странах культурно-исторический центр, "старый город", очищают от вредных производств, вынося их за черту заселения. У нас же в самом сердце Владивостока были и есть монстры промышленности: "Дальзавод", завод "Металлист", ВСРЗ и так далее. А должны быть музеи, офисы, парки. В общем, непорядок, складывавшийся десятилетиями. И, похоже, наступило время, когда наследие прошлого пора стряхивать и начинать жить цивилизованно.

В ноябре нынешнего года состоится экономический совет при главе Владивостока. На нем будет обсуждаться "Концепция территориально-отраслевого развития Владивостока и владивостокской агломерации". Заказчиком концепции выступает, понятно, администрация города. Раньше его отцы-командиры предпочитали столичных специалистов: как известно, микрорайоны Второй речки, Столетия, да, по сути, и генплан всего Владивостока разработали питерские архитекторы из Ленгипрогора. Нынешняя власть больше доверяет местным ученым.

Так корр. "Н" оказалась в пригороде Владивостока во время чудной приморской осени: золотой, пряной, пронзительно-нежной. И осень, и тема совпали и по настроению, и по энергетике. Здесь, в академгородке, гармонично прозвучали вопросы: что нас ждет в будущем, каким представляется Владивосток третьего тысячелетия дальневосточным ученым и - ответы на них.

Над концепцией работают три института. В Тихоокеанском институте географии под руководством члена-корреспондента ДВО РАН Петра Бакланова трудятся непосредственные разработчики - коллектив ученых из лаборатории территориально-хозяйственных структур (заведующий - Матвей Романов). Соисполнители - Приморгражданпроект и ПромстройНИИпроект.

Такая работа проводится, вернее, проводилась в советские времена раз в 20 лет и называется генеральным планом. Потом документ пересматривается, корректируются под насущные потребности времени, населения и властей. Последний проект должен был родиться еще в 1994 году. Сроки вышли. Да и реалии изменились. Ситуация не особенно понятна, поскольку не совсем понятна и концепция развития страны, но в генплан закладывается не как ЕСТЬ, а как ДОЛЖНО быть и ХОТЕЛОСЬ бы. Хотя прогнозировать в наше скорострельное время, сами понимаете, сложно - ныне за год мы проживаем больше, чем раньше за десятилетия.

Но не думать о будущем сейчас, не проектировать его смело и дерзко, можно вообще без будущего остаться. Тем более что и думать, и дерзать у нас есть кому. Есть свои классные архитекторы и специалисты по территориальной организации хозяйства, оценке природных ресурсов, доки в области региональной экономики. Они досконально знают территорию, чтобы планировать, родились и выросли в Приморье, чтобы болеть душой за его будущее, в конце концов, дальневосточные ученые - владельцы уникальной информации. И пять лет назад, когда приезжали крутые ленгипрогоровцы, они в первую очередь обращались к местным знатокам.

Иного пути нет

По мнению разработчиков концепции, сотрудников лаборатории территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии ДВО РАН, у Владивостока практически нет выбора при определении направления развития.

Как объяснил руководитель лаборатории Матвей Романов (на снимке), каждая территория должна выполнять свои хозяйственные функции. Далее смотрим карту, любезно предоставленную газете "Новости" в Тихоокеанском институте географии. На полуострове Муравьева-Амурского особо не развернешься. Осваивать расположенные к югу острова? Дорого, да и острова жалко. Путь один - на север.

На территории Артемовского муниципального образования и южной части Надеждинского района наиболее подходящий рельеф для строительства мегаполиса - низменность, равнина. Территории между реками Раздольной и Артемовкой вполне достаточно для строительства города с населением до 3,5 миллиона человек. Нынешние поселки Угловое, Трудовое, Надеждинское сольются в один массив. Это не все. При такой застройке у города есть возможность и дальше расти на север - вплоть до гористой местности.

Итак, на карте I старая часть города обозначена цифрой 1, здесь надо пересмотреть отраслевую структуру, оставив консульства, представительства, деловую часть. В новом городе (цифры 2 и 3) будут находиться предприятия передовых технологий или технопарки. Структура нового города - предприятия сервиса, транспортные, гостиничное хозяйство, аэропорт, железная дорога, автопредприятия. Задача - максимально разгрузить старый город.

Пойдем дальше: 4 - торгово-инфраструктурные зоны, 5 - селитебные (иначе - спальные районы, застроенные домами коттеджного типа или многоэтажными - на полуострове Песчаном, на островах в заливе Петра Великого и в бухте Суходол), 6 - рекреационно-парковые зоны, 7 - резервные (рельеф здесь гористый, природа пока еще девственная), 8 - зона лесовосстановительных работ, 9 - зоны потенциального роста и резервные зоны, где могут находится сельхозугодья, как бы подсобное хозяйство огромного мегаполиса.

В южной части города следует оставить только то, что связано с морем: рыбоперерабатывающие, судоремонтные и другие предприятия подобного профиля. Те, что не имеют привязки, размещаются на других площадках.

Не оказаться на обочине

Вопрос вопросов - транспорт. Обращаемся к карте II. Владивосток должен выйти за пределы полуострова Муравьева-Амурского еще и по причине развития транспортных магистралей. Известен грандиозный транспортный международный план: строительство Транскорейской магистрали и воссоединение ее с Транссибом. В настоящее время Владивосток - конечный путь Транссиба, втыкать сюда Транскорейскую магистраль никто не будет, то есть великое слияние ж/д путей на развитии города никак не свяжется. Но можно попытаться оттянуть на себя часть грузопотоков и обеспечить Владивостоку более активное участие в суперпроекте XXI века.

Согласно концепции, вдоль и над заливами Амурским и Уссурийским нужно проложить железную дорогу. Она соединит кольцом новые районы со старым городом (подключаются Находка и Большой Камень, по кольцу будет ходить электричка) и выйдет на Транссиб. Параллельно ей пройдет автомобильная трасса. Паромная переправа Зарубино - Большой Камень завершает формирование мощного транспортного узла, включающего в себя все виды транспорта.

На перехлесте интересов

Матвей Романов, завлабораторией территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии:

- Владивосток в геополитическом плане ОБЯЗАН развиваться стремительно, иначе рискует безнадежно отстать от прыгающих гигантскими скачками азиатских драконов. Мы находимся в перехлесте интересов Китая, Америки и Японии. Амурская область, южная часть Хабаровского края, Приморье в их планах обозначены в виде "интереса". Что можем противопоставить этим интересам мы? Только свои собственные. Не успеем - нас съедят. Времени на раздумья и принятие решений уже практически не осталось.

Посмотрите: Китай в 1990-е имел ежегодные темпы прироста производства до 14 процентов. У нас на российском Дальнем Востоке такими же темпами производство сокращалось. Это должно настораживать. У Владивостока просто нет другого выхода, кроме как развиваться, привлекать инвестиции, иначе мы окажемся просто фишкой в чужой игре...

P.S. Скептики, как обычно, скажут: это все пустые фантазии, миражи и сказки. Это же на сколько десятков и сотен миллиардов долларов работа! А долларов этих не было, нет и не будет. Ответить можно только одно: точно ничего не будет только в том случае, если тихо сидеть на заднем месте и обреченно ждать конца света.

Маша Юрша

Поделиться:

Наверх