66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Угольный обвал

На ТЭЦ-2 сегодня аврал - сотнями идут вагоны с твердым топливом

Беспрецедентные усилия по подготовке края к зиме начали, наконец, приносить первые осязаемые результаты. Благодаря кредиту, предоставленному РАО "ЕЭС России", в Восточной Сибири закуплено и отправлено в Приморье 216 тысяч тонн угля. В течение последней недели на Владивостокской ТЭЦ-2 разгружается по 220-240 вагонов (это 4 состава) в сутки. За последнюю неделю июля станция должна была принять на склады еще 120 тысяч тонн угля. "Зимняя кампания" развернулась на полстраны - десятки составов, тысячи вагонов качественного харанорского угля растянулись от Читы до Владивостока. "Дальэнерго" планировало на начало августа накопить 250 тысяч тонн угля. А к 1 октября - не менее 500 тысяч тонн. Так решил Анатолий Чубайс, и за этим следит администрация президента. Одним из главных получателей угольных эшелонов является Владивостокская ТЭЦ-2 на Сахалинской. На нее мы и отправились посмотреть, кто и как нас будет обогревать будущей зимой.

На станции аврал - уголь принимается круглосуточно. Это не совсем нормально, говорит начальник смены, обычная норма разгрузки за смену - 88 вагонов. Когда оборудование работает без перерыва, без обслуживания, оно выходит из строя. Но мы должны накапливать уголь, пока нам его дают. Чтобы разгрузить в сутки 240 вагонов, как сейчас, на станции ввели дополнительные стимулы для рабочих. В обычном вагоне - 60 тонн угля, на разгрузку одного вагона уходит около 6 минут.

70 процентов угля - привозной из Харанорского разреза плюс немного из Иркутской области. Остальной - наш, из Павловского разреза. Они отличатся даже по внешнему виду - серый павловский уголь по сравнению с черным "харанором" при горении дает меньше тепла. Бывает, что он вообще не горит, поэтому для поддержания нужной температуры горения в котле, которая достигает 1400 градусов, приходится жечь много мазута.

Дно и стенки вагона, пришедшего из Павловского разреза, покрыты слоем черно-серой грязи, в которую превратили уголь прошедшие ливневые дожди. И такую грязь, и замерзший зимой уголь разгрузочные бригады, матерясь, вытряхивают из вагона вручную, пиками проталкивают через решетку в бункер. И котельщики, и грузчики предпочитают иметь дело с харанорским углем - его гораздо лучше выгружать и сжигать, хотя сама станция первоначально строилась именно под местные угли.

- В прошлую холодную зиму за сутки мы сжигали до 7 тысяч тонн угля. Летом потребление меньше, около 3 тысяч, - говорит Леонид Костырин, замдиректора станции. - Мы должны накопить до 1 октября 280 тысяч тонн, и, думаю, при текущей норме это количество угля спокойно наберем. Мы долго стояли без угля, но сейчас он, наконец, пошел. На подходе семь составов. Тысячу вагонов на станции могут разгрузить за пять дней. Когда этот запас будет создан, можно работать и с колес. Неснижаемый запас должен составлять не меньше 50 тысяч тонн, чтобы можно было подстраховать любой сбой в поставке или в подаче угля.

ТЭЦ-2 построена в 1970 году, основное оборудование станции выработало свой ресурс лет пять назад (срок его службы составляет около 25 лет). Во избежание аварий энергетикам приходится снижать давление и температуру пара, подаваемого на турбины что, естественно, влечет за собой снижение выработки энергии и тепла. Видимо, прошедшая зима сыграла и положительную роль: на ремонт оборудования станции в этом году выделено в полтора раза больше денег, чем в прошлом, - 210 миллионов рублей. Как говорят энергетики, этого достаточно, чтобы поддерживать работу станции в безаварийном режиме, в крайнем случае, можно снизить мощность. Однако для серьезной модернизации и замены всего изношенного оборудования нужно минимум в два раза больше - один паропровод стоит сто миллионов рублей - а таких средств "Дальэнерго" пока дать станции не может.

Затоваренная дорога

Ритм, в котором сегодня идут поставки угля в Приморье, вызывает тревогу железнодорожников. Складывающуюся ситуацию иначе как авральной не назовешь.

Владимир Печорин, директор представительства центра общественных связей ДВЖД: "Еще несколько недель назад уголь в Приморье практически не шел. Сегодня же проблема в другом - вагоны с твердым топливом сотнями стоят на запасных путях. На пути от Хабаровска до Владивостока сейчас находятся 1 700 вагонов с углем, 1 200 из них в пределах Приморья. Среди них, например, 633 вагона, направленных в адрес Гайдамака, - с этой станции вагоны идут на ТЭЦ-2. Картина получается следующая. На Гайдамаке не успевают выгружать уголь и новые составы не принимаются. Эта информация идет диспетчеру в Хабаровск, диспетчер, в свою очередь, "тормозит" состав где-нибудь в районе Бикина. Вагоны, на языке железнодорожников, переходят в разряд "брошенных", ожидая своей очереди на отправку. Серьезными происшествиями такая ситуация не грозит, однако нарушается общий ритм работы железной дороги. Нам не хватает людей, не хватает техники, чтобы выдержать необходимый для нормальной разгрузки поступающего в Приморье угля ритм. Мы понимаем, что время поджимает, что если мы не сделаем это сегодня, то зимой останемся без тепла... И надеемся на понимание и поддержку всех заинтересованных сторон".

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх