65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 3 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Экономическая обреченность

Китай постепенно превращается в нашего основного торгового партнера, и не считаться с этим нельзя

Свобода, мля!

2001-й - год юбилеев. Торговым отношениям России с КНР в этом году исполняется 40 лет. С 1961 года торговля велась только через внешнеторговые организации в составе Минвнешторга СССР, а 15 лет назад, в 86-м, всем предприятиям дали право торговать с иностранцами, в том числе китайцами, без посредничества этих организаций. Основной же бум российско-китайской торговли начался ровно 10 лет назад, после выхода в конце 1990 года президентского указа о либерализации внешнеэкономической деятельности. Уже в начале 91-го на границу обрушился шквал желающих вести коммерцию с Китаем - в Приморье было создано 2,5 тысячи предприятий, занявшихся внешней торговлей напрямую. Сегодня таких предприятий в крае около 1600, причем большинства из образовавшихся в начале либеральных 90-х уже нет и в помине: и наши, и китайцы тогда кинулись в торговлю, как в омут, - не имея ни знаний, ни опыта, наделали много ошибок и мыльными пузырями канули в вечность, оставив прорву взаимных неплатежей и претензий. Но и эти 1600 фирм не дают реальной картины российско-китайской торговли - основные объемы товаров везутся челноками и не улавливаются таможенной статистикой. Разрыв между зарегистрированной и латентной коммерцией - гигантский. Вот пример: в 1999 году официальный оборот задекларированной валюты через границу России и КНР составил $ 83 млн. По данным же народного правительства города Суйфэньхе, ТОЛЬКО В ЭТОТ ГОРОД и ТОЛЬКО ИЗ ПРИМОРСКОГО КРАЯ в 1999-м наши "туристы" завезли $ 1,2 млрд!

Китай все ближе и роднее

В ближайшее время на карте международных торговых путей ожидается появление новых автомобильных маршрутов Славянка - Зарубино - Краскино - Хуньчунь и Уссурийск - Полтавка - Дунин - Суйфэньхэ, а также транзитного движения между Китаем и Россией через Монголию. Эти и другие договоренности были официально заключены на заседании российско-китайской Постоянной рабочей группы (ПРГ) по пограничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству, проходившем со 2-го по 4 июля в Хабаровске.

В работе четвертого по счету совещания ПРГ участвовали представители не только центральной и хабаровской властей, но и других регионов страны, имеющих с Китаем экономические отношения. Делегации возглавляли замминистра экономического развития и торговли России Мухамед Циканов и замминистра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР Чжан Сян. Приморье на встрече должен был представлять вице-губернатор Владимир Стегний, однако по организационным причинам, имеющим место сейчас в краевой администрации, он туда не поехал. Тем не менее пакет официальных документов от Приморского края на этой встрече тоже рассматривался.

Кровные интересы

За протокольными формулировками программ стоят кровные интересы обеих стран. Китай, экономика которого уже несколько лет растет как на дрожжах, заинтересован в дальнейшем экономическом проникновении в Россию и на всех подобных встречах стремится обсуждать развитие необходимой для этого инфраструктуры. Так что темы, обсуждавшиеся на совещании и закрепленные в итоговых документах, можно назвать повседневно-перспективными.

Обеими сторонами признана необходимость усиления контроля за качеством поставляемых товаров, принятия взаимных мер по нормализации порядка ведения приграничной торговли, особенно крупнооптовой, развития пропускных пунктов и приграничных торговых комплексов, финансового и страхового обеспечения торговли, сотрудничества между контрольными органами таможни, торговой инспекции, МИД, налоговой и пограничной служб, а также контролирования актуальных миграционных процессов. Однако, что показательно, остались без решения другие вопросы, которые очень интересуют российскую сторону, но слишком "грузят" китайскую: например, их делегация так и не захотела обсуждать, сбросы отходов в Амур с китайской территории, и искусственно создаваемое китайцам обмеление проток, разъединяющих наши острова и китайский берег - ссылаясь при этом на несогласованность с Пекином. Правда, и у китайцев есть к нам претензии: в частности, впервые был поднят вопрос об опасности лома цветных металлов, завозимого в Китай из России, для китайских граждан - эти отходы время от времени "фонят" и взрываются, поскольку среди них попадаются снаряды из приморских арсеналов. Тем не менее, отказываться от российской меди китайцы не намерены, и собираются просить наше правительство снять ограничения на вывоз лома.

Итогом совещания стал протокол, в котором еще раз была подчеркнута важность решения перечисленных проблем и поставлены первоочередные конкретные задачи. Среди них - уже упомянутое открытие новых автомаршрутов, связующих Приморье и северные провинции КНР, а также изучение технических и финансовых вопросов по строительству моста через Амур между Благовещенском и Хайхэ, ускорение строительства моста через реку Аргунь между пунктами пропуска Шивей - Олочи. Кроме того, предполагается дальнейшее сотрудничество в строительстве параллельных железнодорожных линий Суйфэньхэ - Гродеково, открытие пассажирского движения по шоссе от Муданьцзяна до Владивостока и продление маршрута для российских перевозчиков до Харбина.

Всего за год на 66 % увеличился объем российско-китайской приграничной и межрегиональной торговли, который составил в 2000 году 3,14 млрд долларов (это 39 % от всего внешнеторгового оборота России и Китая). Внешнеторговый оборот Дальнего Востока и Забайкалья с Китаем в 2000 году, по сравнению с 1999-м, увеличился в 2 раза и составил $ 1,3 млрд. По данным китайской стороны, за 4 месяца 2001 года их торговый оборот с нашим регионом составил $ 1,56 млрд, увеличившись на 42 %. Торговый оборот между Приморским краем и КНР в прошлом году составил $ 376 млн, и Китай вышел на первое место среди 86 стран - наших внешнеэкономических партнеров.

Лев Коломыц

Поделиться:

Наверх