65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Пресслужбы: Между двух огней?

Государственные пресс-службы полагают, что они не прячут информацию от населения, а лишь стараются не навредить структуре-работодателю

"Если вы думаете, что пресс-центры созданы для того, чтобы сообщать информацию, то вы ошибаетесь - скорее, для того, чтобы ее скрывать". Такова была главная мысль материала Эдуарда Воротникова "Пресс центров", опубликованного в "МК во Владивостоке" на минувшей неделе. Тема взаимодействия журналистов и пресс- центров государственных структур неоднозначна. На этот счет есть свое мнение у каждого журналиста - и у любого пресс-секретаря. Мы решили спросить руководителей пресс-служб самых важных госструктур о том, кем же они все-таки считают себя - поставщиками информации или ее фильтраторами?

Федор Асалханов, начальник пресс-службы УВД ПК: - Статью "Пресс центров" мы читали. Но не считаем, что пресс-службы нужны только для фильтра потока информации или же вообще ее прекрытия. Просто у нашей пресс-службы особая специфика. Всю полноту информации мы выдать на-гора не можем. Сводка, которая поступает в пресс-службу, предназначена для служебного пользования. Когда мы начинаем узнавать подробную информацию, оперативники просят пока придержать какие-либо факты, чтобы не навредить работе. Ведь преступник через СМИ может воспользоваться информацией - так было уже и не раз. Преступник узнает, что находится в розыске и залегает на дно, чем значительно осложняет работу милиции. Порой излишняя информация только мешает. Мы не скрываем что-то от журналистов, то есть - от населения, а только пытаемся не навредить...

Алексей Комаров, помощник начальника городского управления про делам ГО и ЧС по связям с общественностью: - За все время моей работы в этой должности с журналистами, я НИ РАЗУ не получал приказа или установки от своего начальника не давать ту или иную информацию. Как-то раз я выдал в СМИ не до конца проверенную информацию, за что и получил нагоняй. Так как журналистам необходимо получать информацию в круглосуточном режиме, а я работаю лишь 8 часов в день, с моей подачи начальник обязал дежурного сообщать журналистам о событиях, произошедших за сутки по нашей линии.

В краевой прокуратуре нам сказали, что пресс-центр существует для того, чтобы, посредством прессы, информировать население о проделанной работе. И его специалисты должны четко разграничивать общедоступную информацию и ту, что может навредить расследованию. Ну что поделаешь с тем, что СМИ более интересны отнюдь не отчеты?

А вот что нам поведали в пресс-центре УФСБ по ПК: - Да, мы видели эту статью. Но в ней говорится не о пресс-службах силовых структур, а об администрации города и края. Воротникову на нас вообще обижаться грех, мы с ним нормально работаем...

Татьяна Богатикова, руководитель пресс-службы администрации г. Владивостока: - Отношения с пресс-службой обычно зависят от степени профессионализма журналиста. Профессионал всегда пользуется нашей - официальной - информацией, и привлекает свои, дополнительные источники. Наша пресс-служба старается информировать журналистов обо всем, что происходит в городе. По всем событиям и мероприятиям мы ежедневно подготавливаем пресс-релизы и рассылаем их во все владивостокские СМИ. Если журналистам не хватает фактуры из релиза, они всегда могут созвониться с нами и получить дополнительную информацию, а также комментарии специалистов городской администрации.

Иногда журналист запрашивает ту информацию, которой я не располагаю. "Ну, вы же должны были что-то слышать?" - спрашивают меня. Но то, что я могу "слышать" - это не официальная информация, это мнения моих коллег, мои личные домыслы... Разве я имею право выдавать в эфир или на страницы газет непроверенную информацию? Иногда журналисты требует сейчас, сию же секунду предоставить того или иного специалиста, не задумываясь о том, что время работников горадминистрации расписано на недели вперед, и руководитель пресс-службы ни в коем случае не может приказать начальнику какого-нибудь комитета бросить все и бежать на интервью...

Зачастую журналисту, уж извините за прямоту, не достает культуры и воспитания. Он может переврать информацию, он позволяет себе использовать домыслы в официальных высказываниях. А мы - пресс-служба, мы работаем с фактами и не выдаем слухов. Я бы предложила всем СМИ прислать в нашу пресс-службу список тем и вопросов, касающихся работы городской администрации. Какую информацию вы бы хотели получать в ежедневном режиме, какие темы вас интересуют в перспективе, интервью с какими специалистами нужны вашему читателю? Вот это будет конкретная совместная работа.

Хотелось бы заметить, что если журналист ценит репутацию своего издания или канала, подходит к работе профессионально, у него никогда нет проблем с нашей пресс-службой. Единственная причина, по которой мы можем отказать в выдаче информации - это откровенное перевирание фактов конкретным репортером. Если это случается, мы больше не можем работать с таким человеком. Но эта мера касается журналиста, а не СМИ, с которым он сотрудничает.

Полина Стецуренко, начальник пресс-службы ДВТУ: - Сотрудники нашей пресс-службы обычно очень заняты, они занимаются ответами на запросы как физических, так и юридических лиц, завками от СМИ. Зачастую журналисты, когда обращаются к нам за помощью, точно не знают, какой именно специалист им нужен, и помочь им в этом - наша задача. Конечно, все имеющуюся информацию в СМИ мы выдать не можем. Существует информация конфиденциального характера, государственная тайна и тайна следствия, которые мы должны непременно соблюдать. Мы стараемся как можно оперативнее выдать населению интересную информацию, полезную для внешне-экономической деятельности. За много лет у нас выработались уже устойчивые связи, контакты с людьми, которым мы доверяем. Конечно, хотелось бы, что бы журналисты были более добросовестны и непредвзяты.

Александр Косолапов, начальник пресс-службы ТОФ: - Тот случай, который указан в статье Воротникова, нехарактерен для работы нашей пресс-службы. Мы всегда готовы к диалогу. Наши пресс-релизы разлетаются в 60 изданий, о какой закрытости информации может идти речь? Бывает, что мы не можем в силу обстоятельств или нехватки времени удовлетворить просьбы журналистов. Ведь зачастую журналисты работают "с колес", требуют немедленного комментария, а нам для этого необходимо время и проверенная информация, ведь мы регламентированная структура Министерства обороны. По запросам наша пресс-служба обеспечивает доступ журналистов к источникам информации, помогает освещению значимых событий флота, также мы занимаемся организацией различных мероприятий, проходящих на флоте.

Алексей Казаков, руководитель пресс-службы администрации края: - Пресс-службы в моем понимании существуют для того, чтобы оперативно и полно освещать деятельность того предприятия или организации, при котором они создаются. Сотрудники таких служб - это своеобразные посредники между журналистским сообществом и своими работодателями. Пресс-служба администрации края в этом отношении не исключение. Хотя по сравнению с аналогичными структурами в коммерческих предприятиях или организациях, особенность в нашей работе все же есть: через нас проходит намного больший объем информации.

Насчет того, мешают ли пресс-центры в работе СМИ... За всех утверждать не буду, но пресс-центр краевой администрации журналистам в их профессиональной деятельности не препятствовал. Чем могли, всегда помогали. Были, конечно, недопонимания, но примеров нормального, конструктивного сотрудничества с представителями "четвертой власти" было намного больше.

Нас достаточно сильно сократили. Изменились и наши функции: служба пресс-секретаря работает в режиме пресс-центра, кроме того, осуществляем мониторинг практически всех значимых периодических изданий и электронных средств массовой информации. Отдельно существует отдел экономического обеспечения СМИ и предприятий полиграфии. Без ложной скромности скажу, что у сотрудников этих двух подразделений большой опыт работы. И мы постараемся даже меньшим числом сохранить за собой статус самой организованной пресс-службы в Приморском крае.

Михаил Цедрик, пресс-секретарь АО "Дальэнерго": - Прочитав публикацию в "МК" о пресс-службах я лишний раз убедился в в том, что профессиональное журналистское братство, на котором воспитывали меня в "застойные" 70-е, сегодня забыто напрочь. Журналистика - странная профессия. Не секрет, что за пределами Росссии высшая школа таких дипломов не выдает. Когда в 1986-м я поступал в ДВГУ по этой специальности, нас готовили еще как филологов. Потом началась путаница с дисциплинами: политология, социология и прочие "вообщеведческие" науки. За последние 15 лет на моих глазах ушло поколение публицистов высочайшего класса, а на смену им пришли т.н. "стрингеры" - молодые и весьма агрессивные репортеры. Однако и репортеры-то из них никакие, поскольку если из каждой сегодняшней публикации "отжать" воду, или - как это называют на Западе - отделить "ньюс" от "вьюс", то собственно на информацию останется два-три предложения.

Не хотел бы никого обидеть, Журналистика с большой буквы - трудная и опасная профессия. Но когда я слышу претензии к той или иной пресс-службе, у меня возникает сильное подозрение в том, что кто-то хочет облегчить себе работу за казенный счет. Представляя сегодня интересы проклинаемого всеми "Дальэнерго", я общался в течение всей зимы со многими маститыми и не очень журналистами, с собкорами центральных каналов и обозревателями самых что ни есть "оппозиционных" изданий. Могу сказать одно и не очень-то оригинальное: легко и приятно работать с профессионалами, с просто умными и знающими людьми. Даже если Ольга Журман или, скажем, Марина Лобода, задаст мне предельно неудобный для "Дальэнерго" вопрос и мне придется буквально "выкручиваться", поскольку вопрос поставлен настолько грамотно, что уйти от ответа невозможно, - все равно это доставляет удовольствие.

С другой стороны, когда сегодня злорадствуют по поводу разгромленного пресс-департамента АПК, созданного Натальей Встовской, мне снова стыдно за все журналистское сообщество. Встовская создала уникальный и очень эффективный аппарат обработки и координации инфоромационных потоков, результатами работы которого пользовались все. Очень скоро, полагаю, приморская пресса ощутит, что уничтожив "ненавистный" комитет прессы и информации, она вынуждена будет работать, как и большинство провинциальных изданий в России, на основе чьих-то мнений, слухов и устойчивых предрассудков. А хуже того - по заказу тех или иных группировок. Поезжайте в Хабаровск, почитайте тамошние газеты, и вы взвоете от скуки. Там эта модель реализована очень давно.

Лао Цзы говорил так: "Знающий - молчит, говорящий - не знает!" На этом парадоксе строится работа массмедиа во всем мире. Информация давно стала товаром, предметом перепродажи, уценки и спекуляции. И если журналист относится к этому процессу спокойно, грамотно, не становясь при этом ни в позицию циничного барыги, но и не присваивая себе роли общественного обвинителя, то никакая пресс-служба не помешает ему. А если помешает - пусть меняет ремесло.

С помощью коллег-журналистов, мы составили собственный рейтинг пресс-центров. Обсуждались лишь те пресс-службы, с которыми представители СМИ общаются постоянно.

3. Пресс-центры УВД ПК и Администрации Приморского края

2. Отдел по связям с общественностью ГО и ЧС и пресс-центр ГИБДД г. Владивостока

1. Пресс-центр ДВТУ (таможня) и пресс-центр ТОРУ ФПС (пограничники)

0. Пресс-центр краевой прокуратуры

-1. Пресс-центр городской администрации

-2. Пресс-центр ТОФ

-3. Пресс-центр УФСБ ПК

По работе с журналистами и объему предоставляемой информации лидируют пресс-центры краевой администрации и УВД Приморского края. Многие журналисты сошлись во мнении, что краевой "прессдеп" очень хорошо технически оснащен - это помогает в работе. Мнения о деятельности пресс-центра краевой прокуратуры журналистов разных изданий разошлись. Одни считают, что ее работа выстроена идеально, другие - что пресс-секретарь часто уходит от ответа. Достаточно активны ГИБДД, ГО и ЧС, таможня, пограничники. Пресс-центр городской администрации дает много информации, но часто она слишком суха и официальна, сложно добиться комментария от нужного чиновника. Пресс-центр ТОФ, по мнению "акул пера", слишком бюрократичен, заставляет присылать запросы, подгатавливать кучи документов и чаще других отказывает в информации, ссылаясь на "государственную тайну". Самым же "закрытым" пресс-центром все единодушно назвали соответствующую службу в УФСБ по Приморскому краю.

В составлении рейтинга поучаствовали коллективы "Новостей", "Владивостока", "МК во Владивостоке" "Конкурента", "Золотого Рога", VBC, "Новой волны", "ОТВ-Прим".

Поделиться:

Наверх